Темы: Яаков, Чудеса, Заповеди, Изучение Торы, Смертная казнь, Скрижали Завета, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Почему Бог даровал Свои основные десять заповедей (на самом деле заповедей 613) именно на каменных скрижалях? Итак, почему же заповеди не были написаны, а были прожжены Богом насквозь? Владимир
Шалом, Владимир!
Спасибо за интересный вопрос.
Комментаторы объясняют, почему Скрижали были каменными, и говорят о символике «камня».
Намек на вторые Скрижали Завета
Наши мудрецы находят интересный намек в стихе о даровании первых Скрижалей: «И дал Он Моше по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Б-жиим» (Шмот 31:18). В этом стихе есть «лишние», на первый взгляд, слова: если сказано «две скрижали откровения», то зачем сразу же добавлять «скрижали каменные»? В Торе лишних слов не бывает, а если какие-то слова такими кажутся, значит, здесь скрыта некая дополнительная информация.
Мидраш говорит, что эти слова — намек: евреи совершат грех — создадут золотого тельца, первые Скрижали Завета будут разбиты, а Моше получит вторые. Если бы золотой телец не был создан, а первые Скрижали не были разбиты, евреи навсегда освободились бы от влияния дурного начала. Но после создания золотого тельца первые Скрижали были разбиты и йецер а-ра снова получил возможность влиять на нашу жизнь. И это дурное начало пророк называет «каменным сердцем», как сказано: «И дам вам сердце новое и дух новый вложу в вас. И удалю из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце из плоти» (Йехезкель 36:26).
Дополнительные намеки
Яаков — эвен Исраэль — твердыня (букв. «камень») Израиля
Камень, из которого созданы Скрижали Завета, является символом твердости — той, которая правильна, необходима. Это качество соотнесено с Яаковом — с тех пор, как он выстоял в неравном противостоянии с ангеломЭйсава. И с тех пор Яаков доказал, что его основное качество — это умение управлять собой, лавируя между правой и левой стороной, между качествами милосердия и мужества (гвура — самоограничение, способность преодолеть себя). И это умение — выдерживать среднюю линию между этими качествами — и позволило Яакову стать одним из праотцев еврейского народа.
Рассказывает мидраш в «Шмот Рабба» (41), что Моше были даны именно каменные скрижали благодаря заслугам Яакова. Это следует из стиха: «И тверд остался лук его, и прытки были мышцы рук его, поддержанные Владыкой Яакова, оттого пастырем стал и твердыней (эвен) Израилевой» (49:24).
В талмудическом трактате Хулин (60 б) сказано, что праотец Яаков был не только необычайно скромен, но и необычайно тверд. И когда эта твердость проявлялась? Яаков умел задействовать твердость в противостоянии своему дурному началу, когда неуместная скромность и мягкость могли бы привести к ошибкам в служении Творцу.
Твердость, необходимая для устрашения нечестивцев и приобретения знаний
Но почему вторые Скрижали не были сделаны мягкими? Да еще были из драгоценного камня Сапир, о котором сказано, что, если положить его на наковальню и бить по нему молотом, расколется молот с наковальней, а камень останется целым!?
Мудрецы приводят два объяснения. Во-первых, это должно было устрашить нарушителей заповедей. Ведь в большинстве случаев за нарушение речений, начертанных на Скрижалях, полагалась смертная казнь — скила: преступника сбрасывали с каменного возвышения. И, если приговоренный оставался жив после падения, на него сбрасывали каменную глыбу.
Во-вторых, это несет следующий смысл: для приобретения познаний в Торе человек должен сделаться жестким, как камень, который не стачивается даже от постоянного использования (как каменные гири для взвешивания). Для тех, кто изучает Тору, это должно стать символом твердости, необходимой в учебе. А также это значит, что никто и никогда не утомится, изучая Тору долгие годы.
(Что же касается «сквозных» букв, то, возможно, это должно было подчеркнуть чудесное происхождение Скрижалей: текст заповедей был виден с любого ракурса, а сердцевины букв, образованных замкнутой линией:ם — мэм софит — и ס — самех — держались а воздухе).
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Зеев Урман
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Пинхас Шнайдер
Какими были Скрижали Завета?
Рав Бенцион Зильбер
Всевышний дал законы, которые не могут быть исполнены?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Рав Мендель Агранович
Откуда эта арочная форма, известная сейчас?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Овадья Климовский
Тамар должны были заклеймить, а не сжечь?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.