Темы: Христианство, Дарование Торы, Синагога, Скрижали Завета
Скрижали Завета справедливо считаются символом еврейской религии. Изображение Скрижалей украшает почти каждую синагогу или ешиву, оно присутствует в логотипах множества еврейских организаций. Но как ни странно, в последние 500 лет с изображением Скрижалей произошла непонятная вещь. Их стали изображать неправильно, так, как это принято у христиан!
Скрижали часто рисуют в виде двух параллелепипедов с закругленными сверху углами. Многие евреи, привыкшие к такому изображению с детства, уверены, что именно так выглядели Скрижали, которые Всевышний дал Моисею на горе Синай. Но это ошибочно. Многие раввины уже призывали это исправить.
В Талмуде (Бава Батра, 14.) приводятся точные размеры Скрижалей: «Длина Скрижалей — шесть (тфахим), ширина — шесть, а толщина — три». Далее Талмуд описывает местоположение Скрижалей в Ковчеге Завета, рядом с Книгой Торы и разбитыми Скрижалями. Каждому, кто изучал этот отрывок, совершенно ясно, что Скрижали были с острыми, а не с закругленными углами. Еще один вывод из этого — что обе скрижали были квадратной (шесть на шесть тфахим), а не прямоугольной формы.
Так и было принято изображать Скрижали в древние времена. И даже когда христианское влияние сказалось на еврейских рисунках, в некоторых случаях еврейский вид Скрижалей сохранялся. Например, на обложке книги «Шней Лухот Абрит» («Две Скрижали Завета») нарисованы две квадратные Скрижали — так, как они выглядели на самом деле.
«Странно, что христианские представления смогли проникнуть именно в синагоги» — говорит Меир Кейнан, директор завода по обработке гранита, одно из отделений которого специализируется на поставке гранитных элементов обрамления синагог. Во главе этого отделения стоит Амир, религиозный еврей, который старается предлагать клиентам правильную версию изображения Скрижалей.
По его словам, многие заказывают изображение скрижалей с закругленными углами и очень удивляются, когда слышат, что настоящие Скрижали были квадратными. «После того как я им это объясняю, они обычно предпочитают аутентичное еврейское изображение Скрижалей, что говорит о том, что только незнание явилось причиной широкого распространения закругленных Скрижалей».
А тот, кто все же предпочитает не еврейскую традицию, а стиль Микеланджело, который изобразил Скрижали закругленными, возможно, примет и его выдумку, что у Моисея росли из лба два рога…
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти