Темы: Зоар, Карет, Каббала, Галут, Земля Израиля, Суд, Маараль из Праги, Шхина, Праведники, Геула
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Почему именно 36 скрытых цадиков (праведников)? Откуда эта цифра выводится? Александр
Здравствуйте, Александр!
Спасибо за интересный вопрос. Прежде, чем ответить на него, обратимся к нашим источникам, в которых говорится о 36 праведниках. В Вавилонском Талмуде сказано (Сукка 45 б): «Сказал Абайе: в мире никогда не бывает менее тридцати шести праведников, которые каждый день удостаиваются раскрытия Шхины (Б-жественного присутствия). Как сказано: “…счастливы все, ожидающие Его”» (Йешая 30:18). Гематрия (числовое значение) букв, составляющих слово «Его» — ламед-вав — 36.
Ещё один источник, на этот раз каббалистический, — книга Тикунэй Зоар (50 б): «В изгнании — “разделено сердце их…” (Ошейа 10:2) — это 72 праведника (числовое значение слова либам — ламед-бэт-мэм — “сердце их” — 72). Они подобны Санхедрину. И это тайна слов “счастливы все, ожидающие Его”, числовое значение слова “Его” — 36. И это 36, которые в Земле Израиля, и 36, которые за пределами Земли Израиля, и это “разделено сердце их”». (То есть, числовое значение букв слова «сердце их» — 72, а «разделено сердце их» — это 72 разделить на 2, получается 36. А именно — 36 в Земле Израиля и 36 за границей).
Однако эти источники только показывают, где в Книгах Пророков — намек на 36 праведников, в них нет ответа на вопрос, почему праведников именно 36. Приведу несколько возможных объяснений. Во-первых, самый простой и самый естественный ответ: так передано нашим мудрецам по Традиции, и значение этого числа выше нашего понимания. Тем не менее, я нашел несколько возможных объяснений, которые помогают лучше понять смысл самой необходимости существования 36 праведников.
В комментарии «Эц Йосеф» (на трактат Сукка, в книге «Эйн Яаков») сказано, что есть Санхедрин на Небесах, который, подобно известному нам земному суду, состоит из 71 судьи. И этот Санхедрин каждый день судит весь мир. Решение выносится большинством голосов. Если 35 судей обвиняют, а 36 оправдывают, — мир оправдан. Поэтому в мире всегда есть 36 праведников, которые каждый день удостаиваются раскрытия Шхины: у них есть право давать силу небесному суду — пробудить милосердие у тридцати шести судей, чтобы мир был оправдан. То есть, согласно этому комментарию, 36 — минимальное количество судей, необходимое для оправдания мира.
Другое объяснение приводит Маараль в книге «Нэцах Исраэль» (гл. 9). Он говорит о том, что сказано в Талмуде (Санхедрин 104 б): причиной галута (изгнания) является то, что евреи преступили все 36 запретов, за которые полагается карет («отсечение души»). И объясняет: когда евреи «прилепляются» к Творцу, они не могут быть изгнаны из Земли Израиля. Но, если они «отсечены» от Всевышнего, — уходят в галут. А нарушение этих 36 запретов и приводит к отсечению от Всевышнего.
Маараль говорит, что число запретов, за нарушение которых полагается карет, соответствуют числу праведников, которые всегда есть в мире, как сказано в трактате Сукка. Так как праведники всегда пребывают в полной близости к Творцу, а те, кто преступает один из этих запретов, максимально отдаляются от Него.
О том, почему праведники «скрытые», я ничего не нашел. Возможно, известность мешала бы им в их служении Б-гу.
В заключение отметим, что комментарий на Тикунэй Зоар — «Беэр лэ-Хай Рои» — пишет, что в будущем, когда придет Геула (Избавление), все 72 праведника будут в Земле Израиля. На основании этого можно добавить, что тогда наше сердце больше не будет разделено, а будет всецело устремлено к Творцу.
С уважением, Менахем Эпель
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Эльяким Залкинд
Слова Каина противоречат догматам иудаизма?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Что такое изгнание?
Рав Реувен Пятигорский
И как туда обращаться ...
Рав Реувен Пятигорский
Рав Реувен Куклин
Как узнать, какие грехи Б-г простил и простил ли Он вообще?
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Согласно преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема — биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований.
Рав Лейб Гельфанд
Четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбивает все, оно, как железо, которое все сокрушает, всех разобьет и сокрушит
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Моше Пантелят
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.