Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если в иудаизме нет идеи жизни после смерти, то как же царь вызывал дух пророка Шмуэля?

Темы: Запреты, Колдовство, Пророки, Будущий мир, Смерть, Жизнь, Цари Израиля

Отложить Отложено

Здравствуйте! Общеизвестно, что иудаизм не поддерживает идею существования жизни после смерти. Тем не менее, в Библии описывается, как царь Давид обратился к гадалке, которые, кстати, тоже запрещены, и она вызвала дух Самуила для беседы. Как такое возможно? И какие причины таких противоречий? Спасибо.

Отвечает рав Нахум Шатхин

Шалом!

Жизнь души в Будущем мире

Вероятно, Вы имели в виду, что иудаизм не признает существования загробной жизни. Но существование жизни после смерти является одной из основополагающих концепций иудаизма. В соответствии с этой концепцией, мы приходим в мир лишь для того, чтобы приобрести заслуги, необходимые для существования души в Будущем мире. После смерти душа отделяется от материального тела и продолжает жить в духовных мирах. И удостоиться той, вечной, жизни — и есть главная цель каждого, кто приходит в этот мир. Приобрести же заслуги, от наличия и уровня которых зависит существование души в Будущем мире, можно лишь в нашем, материальном, мире — выполняя заповеди и совершая правильные действия.

К гадалке ходил не Давид, а его тесть и предшественник на престоле — царь Шауль. Правда, это не отменяет вопроса, потому что и царю Шаулю это было запрещено.

Была ли та женщина колдуньей?

Сам факт того, что в Израиле осталась колдунья, уже вызывает изумление. Почему? Потому, что незадолго до этого по приказу Шауля были уничтожены все чародеи и знахари. Как эта женщина осталась в живых? Да, комментаторы поясняют, что это была мать Авнера, военачальника Шауля. Но разве можем мы подозревать Авнера в том, что он «составил протекцию» своей матери и ей разрешили то, за что других казнили? Ведь Авнер был не только великим воином, он был еще и великим мудрецом Торы, заседавшим в Санхедрине. И, если бы его мать действительно занималась колдовством, то вряд ли ей удалось бы избежать наказания.

Разрешенное прикладное колдовство

Рав Ай Гаон объясняет: при Санхедрине всегда были люди, которым разрешали изучать прикладное колдовство, или чародейство. Зачем это было нужно? Чтобы эти люди могли установить, является ли тот, кого обвиняют в колдовстве, действительно колдуном, провести судебную экспертизу. Мать Авнера и была таким экспертом, она изучала различные неконвенциональные методы установления связи с потусторонними силами. Но не для использования этих знаний в корыстных целях, а ради помощи судьям Санхедрина в установлении истины.

Комментаторы говорят, что начало того сеанса «было в нечистоте», но всё дальнейшее происходило по воле Всевышнего, Который хотел помочь царю Шаулю искупить грехи.

Доказательство участия Самого Всевышнего в том «сеансе»: Баалат Ов (чародейка) смогла призвать душу пророка. Разве чародей способен потревожить покой великих мудрецов, праведников, души которых пребывают у Престола Творца? Вызвать можно только души нечестивцев, и то только первые двенадцать месяцев после смерти.

Во время того разговора пророк произносит такие слова: «…завтра же ты и сыновья твои со мною» (Шмуэль I 28:19). Комментаторы объясняют, что пророк Шмуэль поставил Шауля перед выбором. У Шауля была возможность остаться в живых, позорно бросить свой народ на поле боя, переждать невзгоды в тихом и уютном месте, дожить жизнь в спокойствии и достатке. Но — прийти в будущий мир с неисправленными грехами. Пророк предложил и другой вариант. Он предложил Шаулю выйти на следующий день на поле боя, погибнуть вместе с сыновьями и своей смертью искупить все свои грехи. На это содержится намек в словах «…завтра же ты и сыновья твои со мною». «Со мною» — в Раю, там, где пребывает моя душа и души других праведников.

И царь Шауль делает свой выбор. Во многом — благодаря последнему указанию пророка Шмуэля, которое тот дал уже после своей смерти.

С уважением, Нахум Шатхин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.