Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся хасидский наставник, один из духовных лидеров поколения

Раби Исраэль бар Давид-Моше Фридман (р. Исраэль из Чорткова; 5614-5694 /1854-1933/ гг.) — выдающийся хасидский наставник, один из духовных лидеров поколения.

Происходил из рода царя Давида.

Прямой потомок одного из основателей хасидского движения р. Дова-Бера, Магида из Межерича.

Его дед, прославленный хасидский праведник р. Исраэль из Ружина, спасаясь от преследований царских властей, принял подданство Австро-Венгрии и перенес свой «двор» в буковинский городок Садигуру (Садгору).

Родился десятого ияра 5614 /1854/ года.

В 5619 /1859/ году его отец, р. Давид-Моше, основал хасидский «двор» в галицийском городе Чорткове, стоящем на реке Серет.

В 5631 /1871/ году семнадцатилетний р. Исраэль женился на своей двоюродной сестре Рухаме-Бат Шеве, дочери своего дяди р. Авраама-Яакова Фридмана из Садигуры.

В 5664 /1903/ году, после смерти отца, р. Исраэль сменил его во главе «двора» в Чорткове — тысячи, а затем и десятки тысяч хасидов, потянулись к нему за благословением и наставлением.

В годы первой мировой войны р. Исраэль перенес свой «двор» в столицу Австрии — Вену. В 5680-е /1920-е/ годы он приобрел статус одного из духовных лидеров поколения — к его мнению прислушивались в большинстве общин Европы, как хасидских, так и литовских. Среди его учеников были авторитетнейшие знатоки Торы — в том числе, и р. Меир Шапиро, инициатор программы Даф Йоми (дневной лист Талмуда).

Р. Исраэль из Чорткова явился одним из организаторов и руководителей всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль (Единство Израиля): в 5683 /1923/ году в Вене, под его патронажем, состоялся исторический конгресс Агудат Исраэль, получивший название Акнесия агдола (Великое собрание), — в работе этого форума принимали участие более девятисот делегатов из двенадцати европейских стран, а также из США, Земли Израиля и Ирака.

Одной из приоритетных задач в деятельности Агудат Исраэль р. Исраэль считал совершенствование системы еврейского воспитания — ведь основы веры у нового поколения должны быть настолько прочными, чтобы оно смогло противостоять дезориентирующему влиянию окружающего светского общества, реформизма и сионизма. Р. Исраэль видел национальную трагедию в том, что сионистское движение приобрело доминирующее положение на Святой Земле. Он говорил: «Несколько раз в течение истории еврейский народ стоял на пороге полного избавления, но каждый раз грехи народа искажали ситуацию. В период Второго Храма Геула (конечное избавление) уже пробуждалась, но все было приостановлено основателем христианства. В 5408 /1658/ году еврейский мир вновь стоял на пороге избавления, но реализации геулы помешал лже-мессия Шабатай Цви. И в наши время начиналось великое пробуждение, ведущее к геуле, но, из-за многих наших грехов, все испортили сионисты» (Мааданей Йосеф с.268).

Свои толкования Торы р. Исраэль из Чорткова изложил в ряде книг, заглавие каждой из которых включает его имя: Атерет Исраэль (Корона Израиля), Тиферет Исраэль (Великолепие Израиля), Незер Исраэль (Венец Израиля) и Исмах Исраэль (Возрадуется Израиль).

Р. Исраэль из Чорткова умер тринадцатого кислева 5694 /1933/ года. Похоронен в Вене.

Во главы хасидской общины его сменил сын р. Нахум-Мордехай из Чорткова (5634-5706 /1874-1946/ гг.) — в 5699 /1939/ году, перед самым началом второй мировой войны, он перенес свой «двор» на Землю Израиля, в г. Тель-Авив.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…