Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Хасидский лидер и праведник

Раби Исраэль бар Барух Хагер из Вижницы (5620-5696 /1860-1936/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.

Его прадедом был прославленный цадик р. Исраэль из Ружина, а дедом — р. Менахем-Мендл Хагер, основавший в 5614 /1854/ году хасидский «двор» в буковинском городе Вижницы.

Родился второго элуля 5620 /1860/ года и был назван в честь прадеда, р. Исраэля из Ружина.

В 5653 /1893/ году, после смерти отца, тридцатитрехлетний р. Исраэль встал во главе «двора» в Вижнице, и тысячи хасидов признали его своим духовным руководителем.

В годы первой мировой войны он перенес свой «двор» в венгерский город Гроссварден, где к его общине присоединилось множество хасидов из различных областей Венгрии.

Р. Исраэль из Вижницы был широко известен своим гостеприимством. В годы войны, несмотря на крайнюю стесненность в денежных средствах и чудовищную дороговизну военного времени, он предоставлял убежище в своем доме сотням молодых евреев, скрывающихся от призыва в армию (Маасей авотейну, Цав).

Для некоторых из этих юношей ему даже удавалось добиться освобождения от рекрутского набора — и порой при весьма загадочных обстоятельствах. Одного призывника он направил в соседний город, сказав, чтобы тот разыскал местного шойхета, который поможет ему в решении проблемы. Однако шойхет крайне удивился неожиданному визиту — ведь с армией у него не было никаких связей. Тем не менее, шойхет отправился вместе с юношей в Гроссварден, чтобы выяснить, почему глубоко почитаемый Ребе велел обратиться именно к нему. В вагоне поезда они сели на свободные места рядом с офицером. Вдруг офицер с криком радости заключил шойхета в объятия. Оказалось, что в детские годы они были ближайшими соседями и друзьями, но с тех пор не виделись много лет. В завязавшемся разговоре шойхет объяснил другу детства причину своей поездки. Попросив у призывника его повестку, офицер побледнел и сказал: «Это моя подпись!.. Могу ли я вместе с вами посетить мудреца, который заранее предвидел все, что произошло в этом вагоне?!» Достигнув Гроссвардена, все трое получили благословение от р. Исраэля, а спустя несколько дней, офицер, пользуясь своей властью, освободил юношу от призыва (там же, Масей).

Наряду с укрывающимися от армии, в доме р. Исраэля питалось также множество еврейских солдат, не желавших оскверняться некошерной пищей из армейских котлов. Позднее р. Исраэль даже организовал при своем «дворе» специальную кухню для солдат-евреев из частей, стоявших вокруг Гроссвардена (там же, Цав).

Р. Исраэль отличался высочайшей порядочностью и пунктуальностью в имущественных вопросах — и не только в отношении отдельных людей, но и в отношении общественных служб.

Однажды из-за давки, царящей в поезде, кондуктор не сумел протиснуться в ту часть вагона, где ехал р. Исраэль. И по окончании путешествия Ребе сам проколол свой билет и не стал использовать его для иных поездок (там же, Ваикра).

В другой раз перед посадкой в поезд он не успел купить билет — однако контролер в вагоне не появился, и р. Исраэль благополучно доехал до места назначения. Тем не менее, сойдя с поезда, он тут же купил билет на уже совершенную поездку и разорвал его (там же).

Когда ему приходилось пересылать свои письма с оказией, он, как правило, покупал соответствующее количество марок, чтобы не наносить убыток почтовому ведомству (там же).

Р. Исраэль из Вижницы прославился как защитник неимущих и обездоленных.

Однажды он пришел в гости к директору городского банка и в течение нескольких минут просидел молча. Хозяин дома также не решался прервать молчание. Наконец, р. Исраэль поднялся и пошел к выходу. Заинтригованный банкир взялся проводить его, но и по дороге мудрец молчал. Наконец, не выдержав, банкир спросил его о цели загадочного визита. «Я заходил к тебе, чтобы выполнить заповедь», — объяснил Ребе. «Какую заповедь?!», — изумился банкир. «По словам наших мудрецов, — пояснил р. Исраэль, — точно так же, как человеку заповедовано произнести наставление, которое будет воспринято, ему заповедовано не произносить наставление, которое не будет воспринято (Йевамот 65б). Вот эту заповедь “Не произносить…” я и выполнил!». Заинтригованный еще больше банкир стал допытываться, какое именно наставление утаил от него мудрец. В конце концов, уступив его настойчивым уговорам, р. Исраэль рассказал, что одна вдова задолжала его банку крупную сумму, и теперь, в уплату долга, банк собирается продать с молотка ее дом. «Бедная вдова останется без крыши над головой, — заключил р. Исраэль. — Необходимо простить ей долг». «Это невозможно!» — сказал банкир. «Я и говорил, что такое наставление не будет тобой воспринято», — отпарировал р. Исраэль. После нескольких дней мучительных размышлений банкир покрыл долг вдовы из своего кармана (Гдолей адорот).

Р. Исраэль из Вижницы умер второго сивана 5696 /1936/ года.

Во главе хасидской общины его сменили сыновья р. Хаим-Меир из Вижницы (см.) и р. Элиэзер из Вижницы (Дамесек Элиэзер), перенесшие свои «дворы» на Землю Израиля.

Его толкования Торы были изданы сыновьями под заглавием Аават Исраэль (Любовь к народу Израиля) — по их мнению, именно такое название книги в наиболее полной мере отражало жизненное кредо автора.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…