Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Нахум (נחום) — пророк в период Первого Храма.

Происходил из города Элкош (Нахум 1:1).

Получил пророческую традицию от своего наставника Йоэля (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).

Начал пророчествовать в 3240 году /520 г. до н.э./ — в царствование Менаше, который установил в Храме идолов и убил великого пророка Йешаю (см.) (Седер олам раба 20; Седер адорот).

Нахум упрекал царя и предрекал скорую гибель Йеуды — но царь не внимал словам пророков (II Мелахим 21:10-15, Раши и Радак; II Диврей аямим 33:10, Мальбим). А в 3250 году /510 г. до н.э./ ассирийцы овладели Иерусалимом и угнали закованного в кандалы Менаше в подвластный им Вавилон (II Диврей аямим 33:11; Седер олам раба 24; Седер адорот). В плену его мучили, разжигая огонь под огромным медным чаном, в котором он находился. Под гнетом страданий Менаше взывал ко всем божествам, которым служил, но спасения не было. И тогда он решил: «Обращусь к Б-гу моего отца. Если он ответит мне — то хорошо. А если — нет, то значит, все одинаковы». Его молитва была услышана, и Творец объяснил протестующим против Его милосердия ангелам: «Если Я не приму его раскаяния, то закрою двери перед всеми раскаявшимися — баалей тшува». Менаше удалось не только вернуться в Иерусалим, но и вновь воссесть на престол — и он сразу же повелел убрать чужеземных идолов из Храма и призвал народ Йеуды к служению Б-гу (II Диврей аямим 33:12—16; ИТ, Санхедрин10:2; Седер адорот).

Основную часть пророчеств Нахума, включенных в состав Танаха, составляют предсказания о гибели столицы Ассирии — города Ниневии, которую пророк называл «городом крови» (Нахум 3:1). Эти предсказания были сделаны в тот период, когда Ассирия находилась на пике своего могущества, занимая доминирующее положение во всем древнем мире. Но менее чем век спустя вавилоняне не только освободились от власти этой сверхдержавы, но и покорили ее, разрушив Ниневию (Радак и Мальбим, Нахум 1:1).

Нахум передал пророческую традицию Хавакуку (см.) (Рамбам, Аяд ахазака; Седер адорот).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…