Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография отважного воина и праведника

Раз за разом повторялся один и тот же исторический «алгоритм». Под влиянием окружающих народов сыны Израиля отходили от выполнения заповедей Творца — и вскоре оказывались под властью своих соседей. В беде они взывали к Творцу и возвращались к соблюдению Его законов — тогда во главе их вставал праведный судья, поднимая народ на победоносную освободительную войну. Но затем проходило немного времени, и сыны Израиля вновь отходили от выполнения заповедей Торы…

Отниэль бен Кеназ (עתניאל; умер в 2556 г. /1204 г. до н.э./) — мудрец и полководец, верховный судья Израиля. Сын Кеназа из колена Йеуды. При рождении мать назвала его именем Ябец (יעבץ) в память о той горечи (עצבון) и страданиях, которые она пережила при родах, подобно тому, как праматерь Рахель назвала своего последнего сына בן אוני — «Сын моей печали». Когда Отниэль подрос, он молил Творца, чтобы дополнительное имя, данное ему матерью, не стало для него дурным предзнаменованием (I Диврей аямим 4:9—10, Таргум и Раши; см. Тмура 16а).

Его старшим братом по матери был Калев бен Йефунэ, ставший одним из вождей колена Йеуды (Шофтим 3:9; Сота 11б, Раши; Тмура 16а; Праким бетолдот Исраэль ч. 2). По другой версии, Калев был дядей Отниэля, братом его отца — Кеназа (Мальбим, I Диврей аямим 4:13—14). Изучал Тору под руководством Йеошуа бин Нуна (см.), а также у старейшин — своего брата Калева, Пинхаса (см.), Эльдада (см.) и Мейдада (см.) (Раши, Авот 1:1; Седер адорот 2516). В период завоевания Святой Земли проявил себя отважным воином: под его командованием был взят неприступный город Кирьят-Сефер, называемый также Двир.

В награду за этот подвиг Калев отдал ему в жены свою дочь Ахсу, отличающуюся исключительной красотой (Йеошуа 15:15—17, Шофтим 1:10-13, Мальбим; Раши, Тмура 16а). В завоеванном городе Отниэль-Ябец создал большую ешиву, ставшую центром изучения Торы, — к нему стекались ученики со всей страны, в том числе коэны и левиты, а также геры — потомки Итро, тестя Моше (см.) (Танхума, Итро 4; Мальбим, Шофтим 1:11—12; см. также Раши, Сота 11а). У него учился даже внук Моше —

Рехавья, сын Элиэзера (Таргум, I Диврей аямим 2:55). С помощью виртуозных логических рассуждений, опирающихся на правила толкования Торы, Отниэль сумел восстановить многочисленные законы, забытые после смерти Моше (Тмура 16а, Раши; Раши, Йеошуа 15:15). Значительная часть этих законов была связана с мерами веса, объема и т.п., знание которых необходимо при выполнении многих заповедей Торы (Йома 80а, Раши; р. А. Вильнер, Асерет ашватим, гл. Отниэль бен Кеназ, с. 339). В эти годы Отниэль достиг такого высочайшего уровня познания и праведности, что стал духовным преемником Йеошуа бин Нуна. В мидраше говорится: «Еще до того, как зашло солнце Йеошуа, взошло солнце Отниэля бен Кеназа» (Берешит раба 58:2, Эц Йосеф). Но после смерти Йеошуа бин Нуна, последовавшей в 2516 году /1244 г. до н.э./ (Йеошуа 24:29; Седер адорот), многие из сынов Израиля отступили от служения Творцу и начали смешиваться с окружающими кнаанскими племенами. А около 2525 года /1235 г. до н.э./ страну покорил арамейский царь Кушан (Шофтим 3:5—8), прямой потомок арамейца Лавана, тестя праотца Яакова (см.) (Санхедрин 105а, Агаот р. Я. Эмден; Тора тмима, Балак 22:5). Арамейцы властвовали над сынами Израиля в течение восьми лет (Шофтим 3:8). В тот же период разразилась братоубийственная война между коленом Биньямина и остальными коленами. И совет мудрецов, возглавляемый в те дни первосвященником Пинхасом, не смог предотвратить кровопролитие — потомки Биньямина были почти полностью уничтожены, а из остальных колен погибло около 40 тысяч евреев (там же 20:1—48; Седер олам раба 12; Тана девей Элияу раба 11; Радак, Шофтим 20:28; Седер адорот 2516). После этих событий Творец собирался разрушить всю Вселенную, говоря: «Ведь Я дал им Землю Израиля только для того, чтобы они изучали Тору и жизненную мудрость (дерех эрец)!» (Тана девей Элияу раба 11).

И тогда Отниэль, осененный духом пророчества, возразил Творцу: «Владыка Вселенной! В дни египетского рабства Ты обещал Моше, что евреи будут спасены независимо от того, выполняют ли они Твою волю или не выполняют. Так и сейчас: независимо от того, заслуживают ли евреи избавления или подлежат истреблению, я должен их спасти!» (Танхума, Шмот 20; Раши, Шофтим 3:10). Став верховным судьей Израиля, Отниэль сумел возвратить стонущих под иноземным гнетом евреев к соблюдению законов Торы и объединить их. В ходе поднятого под его предводительством восстания евреи одержали решающую победу над войском Кушана, и в 2533 году /1227 г. до н.э./ арамейцы были изгнаны за реку Евфрат (Шофтим 3:9—10, Мецудат Давид и Мальбим; Седер олам раба 12; Седер адорот 2516). В течение двух последующих десятилетий Отниэль судил народ по законам Торы, и страна пребывала в покое и благополучии (Шофтим 3:10-11). У него было два сына — Хатат и Меонотай (I Диврей аямим 4:13—14, Мальбим).

Мудрец и судья Отниэль бен Кеназ умер в 2556 году /1204 г. до н.э./ (Шофтим 3:11; Седер адорот акацар). Согласно устному преданию, похоронен недалеко от Хеврона, у дороги на Беэр-Шеву (см. р. А. Вильнер, Асерет ашватим, гл. Отниэль бен Кеназ, с. 357—360). Один из потомков Отниэля был военачальником в войске царя Давида (I Диврей аямим 27:15, Радак и Мецудат Давид).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…