Темы: Знакомства, Какую пару искать, Страх перед будущим, Лея Солганик, Чувства и разум, Разница в возрасте
Здравствуйте. Я пишу под воздействием ответа, данного Леей Солганик на вопрос женщины о возможных взаимоотношениях с мужчиной, который младше на 20 лет. Я, честно говоря, неприятно удивлена тем, с какой однозначностью предлагается признать неправильность подобных отношений и тут же выдаются советы, как это влечение подавить. Почему Вы так уверены, что это не то, что Вс-вышний подготовил для этой женщины? А, может, сначала ей стоит попробовать ему намекнуть? Может, он и сам интересуется, но побаивается в силу возраста. У меня самой муж на 21 год старше, мы вместе уже долго, и он сам говорил, что вначале сильно боялся проявить инициативу из-за возраста, думая, что как-то это, может быть, неправильно. Но, слава Б-гу, он тогда не получил подобного совета, какой был дан этой женщине, и все-таки решил попробовать. И правильно сделал: не прояви он инициативу, я бы тоже не взглянула на него с большей заинтересованностью — и не сложилась бы семья, не родились бы наши дети, не дай Б-г. Я понимаю, Вы сейчас скажете, что, когда мужчина старше, это одно, когда женщина — другое. Но в современном мире женщины колокольни. N.
Уважаемая N., шалом.
В вашей ситуации Вашему будущему мужу по-настоящему захотелось проявить инициативу — значит, не было серьезных сомнений и не было вопросов. А эта женщина — задает вопрос. Вопрос изначально задан из-за понимания невозможности такого брака. Я совершенно не понимаю, что означает «женщины — колокольни», но, опираясь на понимание женской и мужской психики, потребностей и возможностей женщин и мужчин, их чувств и желаний — и еврейских законов, основы построения семьи, я ответила именно так. В семье муж должен быть выше, чем жена: «…и он будет царствовать над тобою» (Берешит 3, 16). Не будем сейчас подробно рассматривать основы этих отношений (есть на эту темы статьи и лекции на сайте), но очевидно, что взрослая женщина не сможет поставить выше себя молоденького парнишку. Ее нынешняя влюбленность в него не приведет к настоящей любви, основным элементом которой является уважение к мужу во всех сферах жизни. Отношение жены к мужу как к мальчику на побегушках или игрушке, чтобы поласкаться, или как к доверчивому песику — в системе «семья» невозможно. Ситуация могла бы быть иной, например, если женщина-врач или медсестра выходила раненого парня, отдала ему много сил и внимания, молилась за него, радовалась его успехам, волновалась за него, и вот она настолько к нему привязалась, что хочет «вкладывать» в него и дальше. И, несмотря на то, что она старше его на 20 лет, думает о браке с ним. В этой ситуации женщина уже очень много дала и это побуждает ее идти в любви дальше. Любовь — это «я даю», а слепая влюбленность — это иллюзия: «я мечтаю получить». Поэтому и было предложено такое подробное и поэтапное описание, как избавиться от этой иллюзии. Ситуация той женщины — лишь одна из многих, когда голова «затуманивается» влюбленностью в того, с кем брак невозможен, — женатого мужчину, родственника, нееврея, коэна (если женщина разведена) или преступника, наркомана, психически больного и так далее. В таких ситуациях, если не избавиться от влюбленности, можно не только голову потерять. В моем ответе и предлагалась поэтапная инструкция: как избавиться от такой влюбленности. А с точки зрения иудаизма (все-таки вопрос был задан именно на нашем сайте) женщина может быть старше мужа на 5 лет (при определенных обстоятельствах — немного больше, но не на 20 лет), т.к. мужчина обязан выполнять заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Берешит 1, 28). Для этого ему необходимо жениться на женщине, способной родить детей, если у него еще нет детей. Так что Ваша ситуация совсем другая — не только потому что намного старше муж, а не Вы, но и потому, что инициативу проявил Ваш муж. С точки зрения иудаизма женщина не должна сама «продвигать свою кандидатуру». Она может найти посредника — шадхана, человека, знающего обоих, который и предложит мужчине встретиться с ней — с целью построить семью. Наверное, можно посоветовать той женщине найти такого посредника, если такой найдется.
С уважением, Лея Солганик
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.