Темы: Раввин, Гиюр, Ципора Харитан, Наши родители, Почитание родителей, Нерелигиозные родители
Скажите, как быть, если девушка прошла гиюр, живет еврейской жизнью, а семья теперь ее не принимает и высмеивает? Если она теперь не ходит на вечеринки в пятницу вечером и не ездит с ними в субботу? Просто все работают в будни и не могут развлекаться, кроме как в выходные. Недавно она не пошла на юбилей отца в субботу, хотя ресторан был в пешей досягаемости. Дома был скандал, теперь с ней никто не разговаривает. Стоит ли ей снять отдельную квартиру и прекратить общаться с родителями и другими родственниками? N.
Уважаемая N.,
Предполагаю, что девушке, о которой Вы пишете, очень непросто. Вероятно, всё, что связано с иудаизмом и, соответственно, с ее новым образом жизни, воспринимается ее родственниками как помешательство.
Поэтому, несомненно, если она может жить отдельно, то будет меньше столкновений, а соответственно — и меньше ссор и пререканий.
А вот нужно ли ей прекращать общение с родственниками, я не берусь судить только по Вашему короткому письму. Конечно, по Галахе (еврейскому Закону) она считается совершенно новым человеком, и все ее родственные связи с неевреями по Закону прерваны.
Но та же Галаха считает, что должна сохраняться благодарность к родителям и другим родственникам. И желательно, чтобы гер, если возможно, проявлял родственные чувства и поддерживал приветливые, пусть даже отдаленные отношения с нееврейскими родственниками.
Потому что иначе это может привести даже к некой степени «хилуль а-Шем» — осквернения Имени Всевышнего. То есть может сложиться впечатление, что в результате принятия иудаизма человек перестал уважать родителей или усвоил какое-то другое недостойное поведение.
С другой стороны, если родные мешают соблюдению заповедей, отговаривают ее и проявляют враждебность, то, возможно, действительно стоит держаться от них подальше хотя бы в течение какого-то периода, пока они не привыкнут.
Но советую девушке поговорить с кем-нибудь религиозно-авторитетным, кто знает ее ситуацию в деталях и видит, как ей конкретно надо вести себя на данном этапе.
Очень важно, чтобы был раввин, с которым можно посоветоваться в острых ситуациях. И тогда ей смогут четко сказать, когда нужно отдаляться, а когда, возможно, стоит пойти навстречу родным.
Нет сомнения, что в любом случае отдельное проживание может ей пойти только на пользу. Но очень важно, чтобы она не осталась одинокой, чтобы у нее была какая-то группа поддержки: община, где ее принимают, может быть, учебное заведение для девушек на начальном уровне иудаизма, либо семья, которая «возьмет над ней шефство».
Потому что одиночество может быть очень тяжелым психологическим фактором, и иногда даже, не дай Б-г, приводит к охлаждению к иудаизму, так как цена воспринимается чересчур высокой.
Надеюсь, что девушка, о которой Вы пишете, найдет правильный для себя вариант.
С уважением и пожеланием удачи, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.