Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о праведном суде рава Праги

«Это место называетсяводы распри, из-за того, что спорили сыны Израиля с Б-гом, и Он явил им Святость Свою» (20,13)

Аншель был простым пражским евреем. Его семья была настолько бедной, что он был вынужден уехать из страны на заработки. Аншель работал целый год и заработал приличную сумму, которой должно было хватить на нужды семьи.

Сейчас Аншель возвращался домой вместе с колонной, везущей товары одного богатого купца-еврея. Тяжеловозы тянули целую вереницу телег, нагруженных бочками с вином. Аншель ехал на одной из телег. Монеты лежали в кожаном кошельке за пазухой. Бедняга не спал уже двое суток — боялся, что кошелек украдут. Ведь рядом с ним не б-гобоязненные евреи (ну, кроме купца), а рабочие-неевреи: грузчики, погонщики… Трудно ожидать от них особой праведности. Но глаза закрывались сами собой, и Аншель решил спрятать деньги.

Ночью, когда погонщики и прочие рабочие уже спали, Аншель слез со своей телеги, прокрался к одной из бочек, в которой плескалось дорогое вино, открыл ее и осторожно опустил кожаный кошель в пряную влагу. Потом снова крепко закрыл, пометил бочку (чтобы не перепутать) и со спокойной душой лег спать.

Когда торговый поезд прибыл в Прагу, Аншель отыскал помеченную бочку, но к своему ужасу, не обнаружил в ней ничего, кроме вина! Он попытался было стребовать свои деньги с купца, но тот ответил, что ничего не знает. Совершенно сломленный, поплелся Аншель к раву Праги — он верил, что автор Нода би-Йеуда сможет помочь в беде.

Гений и великий мудрец, святой праведник рав Йехезкель Ландо был человеком необычайно острого ума. Он выслушал бедного Аншеля, тут же вызвал хозяина каравана — богатого виноторговца — и предъявил ему обвинение в краже. Торговец покраснел от гнева:

— Этот неблагодарный воспользовался моей добротой, ехал на моей карете, и еще обвиняет меня в воровстве?! Это клевета! Зачем мне его жалкие гроши?

Рав Иехезкель окинул торговца внимательным взглядом и спокойно спросил: «Значит, вы не брали этих денег?».

«Конечно, нет!» — кипятился торговец.

«Хорошо, я верю, — продолжил рав Ландо. — Однако я уверен также, что этот бедный еврей не обманывает. Его горе искренне. Он действительно спрятал свои деньги в бочке с вином, и они пропали. Я верю, что вы оба говорите правду. Это означает, что деньги взял один из неевреев, которые сопровождали караван. Отсюда следует, что вино во всех бочках — запрещено к употреблению. К нему прикасался нееврей, это яин несех».

Ноги купца подкосились. Все бочки — полны запрещенного вина? Силы небесные! Да они стоят целое состояние! Он разорен!! В то же мгновение упал торговец к ногам рава:

— Я признаюсь, деньги действительно взял я! Вино кашерно!

— Вот как! — ответил рав Ландо. — Как же я могу в это поверить, если ты только что все отрицал?

— Я украл! Я вор! — возопил торговец и принялся приводить различные доводы, которые действительно доказывали, что именно он взял деньги.

Но Нода би-Йеуда еще долго отказывался объявить вино кашерным и согласился только после того, как торговец публично признал свою вину и восполнил кражу в двойном размере.

Лучше принять волю Творца по-хорошему. Иначе придется покориться ей по-плохому…


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.