«И открыл Всевышний уста ослицы» (22:28). Колдун Билам не очень-то удивился, услышав, как к нему обращается ослица — существо, которое, в общем-то, разговаривать по-человечески не умеет. Почему?
Идеология Билама и его «заказчика» Балака была чрезвычайно проста — человек ничем не отличается от животного, животное ничем не отличается от человека. Билам вел себя, исходя из этого принципа. Он был аморальной персоной, способной проклясть целый народ, который ничего дурного не совершил.
Именно вышеописанная идеология характерна для защитников прав животных. Впрочем, применяют они ее довольно специфически. Скажем, за права собачек-кошечек борются, а вот жуков у себя дома уничтожают инсектицидами вполне спокойно. Их духовные отцы в нацистской Германии защищали телят от шхиты, но без зазрения совести пустили под нож шесть миллионов евреев. Кстати, Гитлер был вегетарианцем.
Рассказывают, что раввин Иерухам из Мира задолго до Второй мировой войны попал в Берлин, супер-пупер-культурную европейскую столицу. Он увидел, как в дождливый день столичный житель укрыл бездомного пса своим плащом. Р. Иерухам отреагировал: «В этой стране будут убивать людей!» Его ученики изумились, а раввин пояснил: «В Книге пророка Гошеи сказано: «Приносят в жертву людей, а целуют тельцов» (Гошеа 13:2).
Нужно помнить, что мы — люди, и именно этот статус накладывает на нас необходимые ограничения и обязанности.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.