Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Просьба праведника будет услышана на Небесах, подобно мольбе сына, обращенной к отцу

«И весьма боялся Моав народа сего, потому что тот был многочислен; и надоела (жизнь) Моаву из-за сынов Израиля» (Бемидбар 22:3).

Рав Хаим а-Коэн из Арам-Цовы[i] в своей книге «Торат Хахам» объясняет этот стих в соответствии с тем, что сказано в святой Книге Зоар[ii]: «Народ» (ам, עם) означает здесь «простолюдины» и «смешение народов»[iii]. И это слово связано со словом «тускнеть», «угасать» (лаамом, как, например, в выражении «гаснущие — омэмот — угольки», עוממות).

Он говорит, что два вида молитвы будут услышаны Творцом и приняты. Первый — молитва большого количества людей: Святой, благословен Он, не оставит ее без ответа. Второй — молитва праведника, заслуги которого велики. Его просьба будет услышана на Небесах, подобно мольбе сына, обращенной к отцу.

Народ Моава боялся обоих этих вариантов. «И весьма боялся Моав народа сего…» — здесь речь идет о простых евреях — «…потому что тот был многочислен», т.е. это будет молитвой большого числа людей.

Кроме того, сказано: «…и надоела (жизнь) Моаву из-за сынов Израиля». Здесь речь идет о праведниках и выдающихся представителях народа, к которым и относится в полной мере имя «Израиль». Моавитяне боялись, что молитва евреев будет услышана, и Святой, благословен Он, исполнит их просьбу и сокрушит их врагов.

О чистой молитве, которую принимают на Небесах, рассказывает следующая история.

Рав Мордехай Элияу[iv] был самым молодым судьей в бейт-дине (раввинском суде). Каждый раз, приходя в суд, он видел женщину с книгой Тэилим, которая в слезах читала псалмы. Однажды он попросил, чтобы ее пригласили войти, и спросил:

— Скажи, что ты здесь делаешь? Почему сидишь у входа в суд и читаешь Тэилим?

— Я недавно приехала из Марокко, — начала женщина. — Там вышла замуж, муж работал таксистом. Вскоре после свадьбы его вызвали в другой город, и оттуда он не вернулся. Позже мне сообщили, что машину нашли разбитой, а его самого нигде не было. Когда я обратилась к раву Шалому Месасу[v], он постановил, что мне суждено оставаться всю жизнь одной: если не будет доказано, что муж погиб, я не смогу снова выйти замуж. И теперь, поднявшись в Землю Израиля, я надеюсь найти здесь раввина, который поможет мне и даст возможность снова создать семью. Об этом я и молюсь каждый день.

Рав Элияу сочувственно посмотрел на нее и спросил:

— Вы уже открыли дело в нашем суде?

— Зачем мне открывать дело? Я ведь обращаюсь напрямую к Творцу мира, — ответила женщина.

— А почему вы не заходите в суд и не говорите с нами? — спросил рав.

— Вы ведь только посланники Творца, — с горечью ответила женщина. — А я обращаюсь к Нему Самому, и лишь в Его руках моя судьба.

Рав Элияу был поражен силой ее веры. Он записал все детали ее дела и попросил прийти утром на следующий день. А сам принялся выяснять, где можно найти работников еврейского кладбища из того города в Марокко. Выяснилось, что двое из них тоже переселились в Израиль и теперь один живет Кирьят-Гате, а второй — в Димоне.

Сначала рав Элияу отправился в Димону. Оказалось, что человек, которого он искал, умер несколько дней назад и теперь его семья сидела шив-у — соблюдала семидневный траур.

Сначала рав Элияу хотел уйти, но поскольку приближалось время Минхи, послеполуденной молитвы, он решил войти в дом. «Быть может, — подумал он, — Свыше устроили всё так, чтобы я произнес здесь слово Торы…»

После молитвы он произнес речь и предписанные утешения членам семьи. Те с удивлением выслушали молодого судью и поинтересовались причиной его визита. Он рассказал об одинокой женщине из Марокко и о том, как старается помочь ей.

Когда он упомянул гибель таксиста и место аварии, один из присутствующих, пожилой еврей в традиционной марокканской мантии, встал и сказал:

— Это мы похоронили того водителя, я и мой ныне покойный товарищ. Мы сами копали для него могилу.

Оказалось, что этот еврей — второй работник кладбища, ныне житель Кирьят-Гата, который пришел утешить семью своего друга. Рав Элияу был потрясен и обрадован: постановить, что женщина может снова выйти замуж, — радость для любого еврейского судьи.

Он тут же пригласил раввина города, и вдвоем они выбрали еще одного человека, составив втроем бейт-дин, который принял свидетельство работника кладбища.

На следующий день в девять утра женщина пришла к раву Элияу, и он с радостью рассказал ей и своим коллегам-судьям о событиях предыдущего дня. Когда они завершили обсуждение, он сообщил женщине, что отныне она вправе повторно выйти замуж. А та простодушно ответила:

— Видите? Вы говорили мне открывать дело в суде, а я просто молилась Творцу, и Он все устроил…

Судьи были поражены тем, какая великая заслуга выпала на долю рава Элияу, а он сказал:

— Такова сила чистой и непорочной молитвы. (Меа у-Шнаим Сипурим)


[i] Раби Хаим-Шауль а-Коэн Двик из Арам-Цовы, т.е. из Алеппо / Халеба (5613-5692 / 1853-1933; Сирия, Эрец-Исраэль) — выдающийся каббалист.

[ii] Сефер А-Зоар — «Книга Зоар (Сияния)», центральный труд Каббалы, тайного учения иудаизма. Согласно Традиции, большая часть книги составлена великим мудрецом времен Мишны Шимоном бар-Йохаем.

[iii]«Эрев рав».

[iv] Рав Мордехай Элияу (5689-5770 / 1929-2010, Иерусалим) — специалист по еврейскому Закону, судья, каббалист и религиозный лидер. Занимал также должности Ришон лэ-Цийон (главного сефардского раввина Иерусалима) и главного раввина Израиля.

[v] Рав Шалом Месас (5669-5763 / 1909-2003; Марокко, Израиль) — главный раввин Касабланки, главный раввин Марокко, затем — главный сефардский раввин Иерусалима в течение 25 лет. Автор книг по Галахе и Агаде, один из ведущих израильских галахистов (специалистов по еврейскому Закону) 20 века.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.