Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Подскажите, пожалуйста, что такое «эрев рав»?

Темы: Нееврей, Египет, Ишмаэль, Рав Яков Гельфман, Исход

Отложить Отложено

Шалом! Подскажите, пожалуйста, что такое «эрев рав»? N.

Отвечает рав Яков Гельфман

Уважаемый N.,

Выражение «эрев рав» мы находим в книге Шмот, в описании выхода евреев из Египта: «И отправились сыны Исраэля из Раамсеса в Суккот… А также эрев рав вышел с ними…» (Шмот 12; 37, 38). Дословный перевод — «большое смешение» или «сборище». Раши объясняет, что множество людей — представителей разных народов, живших в Египте, увидев чудеса, которые Всевышний совершил, чтобы вывести еврейский народ, решили присоединиться к нему и вышли вместе с ним. То есть, имело место нечто вроде массового гиюра.

Вроде бы, ничего плохого?

Но, открывая уже книгу Бемидбар, читаем: «Сброд же, который был в их среде, стал проявлять прихоти; заплакали опять и сыны Исраэля и сказали: кто накормит нас мясом?» (11, 4). То есть, тот самый эрев рав подал дурной пример евреям и из-за этого евреи совершили грех, что привело, в конечном счете (после серии грехов, потянувшихся за этим), к тому, что они остались в пустыне на сорок лет.

Это то, что написано про эрев рав открытым текстом. Но мудрецы обращают наше внимание на то, что иногда Всевышний в Торе говорит о евреях просто как о народе, а иногда обращается к Моше Рабейну со словами «твой народ». Возникает вопрос: почему «твой» (то есть, народ Моше), а не «Мой» (избранный Всевышним)?

Объясняют мудрецы: здесь речь идет об эрев рав, о тех, кто вышел из Египта с согласия Моше, но не по указанию Творца мира.

Теперь мы можем сделать вывод, что и золотой телец был создан не без инициативы эрев рав. Ведь там сказано: «…сойди, ибо развратился народ твой…» (Шмот 32, 7).

Тут у современного читателя может возникнуть шальная мысль: «Вот и евреи сваливают все свои беды на других?!» (Помните знаменитое «Если в кране нет воды…»?)

Не дай Б-г! Тора описывает события, как они есть, и ни в коем случае не освобождает евреев от ответственности!

Задумайтесь о том, что дурные дела эрев рав прямым текстом и не упомянуты нигде, кроме Бемидбар 11, 4, да и там не сказано прямо «эрев рав», а «асафсуф» — «сброд», и значение этого слова далеко не очевидно! А о грехах евреев всегда говорится прямо и без обиняков, даже если это сам Моше Рабейну!

Но, если так, зачем нам вообще знать о делах эрев рав? Чему это должно нас научить?

Мне кажется, одна из причин такая: мы должны это знать, чтобы понимать, насколько опасно чуждое влияние, особенно — в процессе становления народа. И понимать, насколько пагубно оно может быть для нас, а тем более — для наших детей, личность которых еще не окрепла. Незаметно для себя мы можем совершать поступки или произносить слова, которые никогда бы не совершили и не произнесли сознательно и обдуманно. Они «лезут» из бессознательного — то, что мы увидели и услышали где-то, но как будто уже наше! То, что не прошло проверки разума.

Поэтому веяния в еврейском народе настолько противоречивы и до сих пор. Ведь влияние эрев рав с его непониманием глубины путей Творца укоренилось, и еврей как бы разрывается между глубоким доверием к Создателю, с одной стороны, и более узким восприятием конкретной ситуации, с другой.

Конечно, нужно было бы рассмотреть этот вопрос более пространно, но надеюсь, что главное будет понято и из этой короткой заметки.

С уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.