«Судей и надсмотрщиков (шотрим [1] ) поставь себе во всех вратах твоих… чтоб судили они народ судом праведным» (Дварим 16:18).
Давайте представим себе: лучшие врачи проводят операцию на открытом сердце, чтобы спасти жизнь больному. Подготовка заняла десять часов. И вот посреди операции врач-анестезиолог сообщает, что уходит домой, поскольку профсоюз врачей, членом которого он является, объявил всеобщую забастовку.
— Но ведь через несколько минут вы должны ввести пациенту еще одну дозу наркоза, иначе он проснется под ножом хирурга! — умоляет профессор, отвечающий за операцию.
— Простите, ничего не поделаешь, мне надо идти, — отвечает врач.
Посреди боя с террористами на границе Газы солдаты объявляют, что уходят выпить кофе. Ведь наступило время ленча.
Понятно, что такой врач и такие солдаты будут сразу же уволены и сурово наказаны за халатность и безответственность.
Раби Шимшон Пинкус [2] говорит: «Мы тоже иногда ведем себя как эти люди. Через несколько недель все мы будем стоять на суде перед Царем царей над царями. На наши плечи возложена огромная ответственность. А мы ищем себе время на “забастовки” и “чашечки кофе”».
В недельной главе заповедано: «Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех вратах твоих». В святой книге «Две Скрижали Завета» [3] сказано, что это намек — человек сам должен быть судьей и блюстителем у «врат» своих — глаз, ушей, носа и рта, чтобы они не привели его к греху. (Ма Ахавти Торатэха)
[1] Сегодня это слово означает «полицейский».
[2] Рав Шимшон-Давид Пинкус (5704-5761 / 1944-2001, США — Израиль) — один из выдающихся духовных наставников последнего поколения, знаменитый «даршан» (лектор-проповедник).
[3] «Две Скрижали Завета» — «Шней Лухот а-Брит» (сокращенно — ШЛА), книга, написанная раби Йешаей бар-Авраамом а-Леви Гурвицем (А-Шла а-Кадош, ок. 5325-5390 / ок. 1565-1630).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.