Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Справедливый суд

Пятая недельная глава книги Дварим, в которой приведены 41 заповедь — 14 повелительных и 27 запретительных.

Начинается она так: «Шофтим ве-шотрим, — Судей и исполнителей поставь себе во всех вратах… чтобы судили народ справедливым судом,мишпат цедек».

Мишпат цедек — справедливый суд. Мудрецы отмечают, что приведенный стих — не просто благое пожелание Моше, который, попросив народ по приходе в Святую землю назначить судей, добавил: хорошо бы, чтобы они судили людей справедливым судом. Внутри стиха существует прямая связь между его началом — «назначьте себе судей» — и завершением — «и будут судить справедливо». Какая связь? — Если учредите суды во всех своих владениях (без исключения!), то только тогда осуществится мишпат цедек. При малом же количестве судов в них скопится множество дел, требующих рассмотрения; судьи будут завалены работой, что помешает им вникать в каждое дело. И тогда, не дай Б-г, справедливость пострадает.

Моше продолжает: «Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери (судебной) взятки, потому что (судебная) взятка ослепляет (даже) мудрецов и извращает слова правых (пришедших в суд)».

Что значит «не криви судом»? Ведь уже сказано — «суди справедливо». Рабан Шимон бен Гамлиель, крупнейший ученый эпохи составления Мишны, духовный руководитель своего поколения, пояснил: не относись к суду несерьезно, ведь суд — одна из трех основ существования общества, поскольку на трех основаниях стоит мир (вселенная): на (справедливом) суде, на правде и на мире. Слова, выделенные нами, включены раби Йеудой, великим составителем Мишны, сыном рабана Шимона, в трактат, где собраны поучения наших отцов — «Пиркей Авот».

Во время восстания Бар-Кохбы рабан Шимон бен Гамлиель жил в осажденном Бейтаре. Бежал из города накануне взятия его римскими войсками, вырезавшими все население. После возвращения в Страну, когда ненависть римлян к евреям несколько поутихла, был избран мудрецами на пост руководителя Санедрина, Верховного суда. Его высказывания встречаются на страницах всех трактатов Талмуда. Кроме приведенного выше, процитируем еще один: «Праведникам не возводят памятники; память о них — их дела». (Вот он источник перефразированного поэтами «я памятник воздвиг себе нерукотворный».)

«Справедливости, справедливости добивайся! — восклицает Тора в нашем недельном разделе и поясняет: — Чтобы ты жил и унаследовал Землю, которую Всевышний дает тебе». Если будешь справедливым — получишь Святую землю, если нет — будешь скитаться по россиям, европам и америкам, тяжко вздыхая о том, что мир по отношению к тебе несправедлив.

Итак, Тора учит нас необходимости во всем добиваться правды. Для этого мы обязаны назначить достаточное количество судей, которые будут судить по законам Торы. Главное условие их судейства — нелицеприятное судопроизводство. Никаких личных симпатий ни к одной из сторон!

Талмуд приводит историю о раби Йишмаэле бен Йосе, который был главным судьей в своем городе. Будучи землевладельцем, он жил на то, что сдавал сады арендаторам, получая от них по пятницам в виде платы по корзине фруктов. Однажды один из арендаторов принес плату не в пятницу, как обычно, а днем раньше, объяснив, что сегодня ему назначено судебное разбирательство, вести которое, кстати, будет раби Йишмаэль. Поэтому он зашел к нему по дороге, чтобы дальше идти вместе. И что вы думаете? Раби Йишмаэль отказался принять корзину (которая ему причиталась!) и заявил, что теперь он не может участвовать в суде в качестве судьи, поскольку стал своего рода «близкой стороной» к истцу; ведь на добро человек всегда старается ответить добром, что не может не повлиять на решение суда.

В тот же день раби решил пойти на рынок. Возвращаясь, он проходил под окнами здания суда. Здесь он замедлил шаги и прислушался к тому, как идет тяжба. Вдруг он поймал себя на мысли, что его арендатор приводит неудачный довод на вопрос судьи. И тут же остановился, как пораженный громом. «Проклят тот, кто берет судебную взятку! — воскликнул раби. — Если я, который отказался от того, что мне причиталось, тем не менее испытываю к истцу расположение и ищу доводы в его защиту, то что можно сказать о тех судьях, которые берут откровенные взятки!»

У нас нет судей уровня раби Йишмаэля. Каждое поколение имеет таких судей, каких заслуживает. На эту тему Тора говорит (17:8): «Если трудным будет твое дело… то приди к судье, который будет в твои дни, и расспроси». Еврейских судей мы называем раввинами. Отсюда мы учим, во-первых, что решения раввинов сама Тора приравнивает к своим постановлениям. (Ответ тем, что готовы согласиться с законами Торы, но не приемлют постановления еврейских мудрецов. Дескать, все это наносное, «придуманное» позже.) Во-вторых, не говори: ах, если бы меня судили такие мудрецы и праведники как раби Йишмаэль. Написано: «приди к судье» — в единственном числе, — чтобы сказать, что раввин твоего поколения в глазах Торы не менее велик, чем Шофтим, судьи, руководившие евреями в первые 400 лет после завоевания Эрец Исраэль.

Справедливости, справедливости добивайся.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…