«И явился к нему голубь… и вот, сорванный оливковый лист схвачен клювом его…» (Берешит 8:11). «Сказал раби Ирмия: молвил голубь пред Святым, благословен Он: “Владыка мира! Пусть лучше пропитание мое будет горьким, как олива, но из руки Твоей, чем сладким, как мед, но из рук человека!”» (Эрувин 18 б).
Нужно понять, чем голубю так не нравится пища, полученная из рук человека. До греха Адама проблем с пропитанием не существовало. Человек сидел в райском саду, а ангелы жарили ему мясо. Так было бы и дальше. Но из-за своего греха человек был проклят: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Берешит 3:19). А животные прокляты не были.
Однако из «слов» голубя мы узнаем, что отправляться на поиски пропитания — это, в сущности, тоже проклятие. Раби Исраэль из Саланта сказал об этом: «Человек, который перерабатывает, трудится сверхурочно, — гонится за проклятием “в поте лица своего будешь есть хлеб”. Многие думают, что это повеление, не понимая, что на самом деле это проклятие».
Один нищий пришел просить милостыню в большой город. Он явился к богачу и сказал, что нуждается в деньгах, чтобы выдать дочь замуж. Богач протянул ему 20 долларов через порог и отправил восвояси. Спустя несколько дней нищий вновь постучал в ту же дверь и, едва начав говорить, заплакал: «Я в тяжелой ситуации, никак не могу выдать замуж дочь. Уже не знаю, к кому обращаться. Помогите!»
Богач пригласил его в дом и сразу выписал чек на 10 000 долларов.
Бедняк спросил: «Почему, когда я пришел к вам в первый раз, вы дали мне всего 20 долларов, а сейчас даете всё, в чем я нуждаюсь?»
Богач ответил ему: «Когда вы пришли в первый раз, я видел, что вы ходите по городу, собирая деньги, и я был лишь одним из многих, к кому вы зашли. Поэтому я дал чуть-чуть. Но теперь вы говорите, что больше неоткуда ждать помощи и только я могу спасти, поэтому я дал всё необходимое».
Нечто подобное происходит, когда человек молится Всевышнему и говорит: «Владыка мира, пошли мне пропитание!» А про себя думает: «Если не дашь, я уж как-нибудь справлюсь. Возьму в долг у такого-то». Всевышний отвечает: «Не проблема. Я дам чуть-чуть, а с остальным сам разберись». Но когда человек приходит и плачет перед Творцом: «Мне нечего есть! Только Ты можешь помочь! У меня нет никого, кроме Тебя!», тогда Творец «открывает руку Свою» (Теилим 145:16) и дает ему всё (Оцротэйну).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.