Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Послушайся голоса моего» — приверженность мнению Торы, совету старейшин поколения

«А теперь послушайся голоса моего, и я посоветую тебе» (18:19). Итро приехал в стан Израиля и увидел там своего великого зятя — Моше Рабейну, верного пастыря, передавшего Тору. Он сидел и судил народ с утра до вечера. «И сказал тесть Моше ему: нехорошо то, что ты делаешь. Истощишься и ты, и народ этот, который с тобой. Слишком тяжело это для тебя, не сможешь делать это в одиночку. Теперь же послушайся голоса моего, и я посоветую тебе, и да будет Всесильный с тобой». Он посоветовал ему выстроить судебную систему от начальников десятков до начальников тысяч. «И будет, каждое большое дело принесут к тебе, а каждое малое дело пусть судят они. И будет легче тебе, и понесут они с тобой бремя». И Б-г согласился с ним.

Все это известно, но есть и меткое выражение Сарафа из Коцка. «А теперь послушайся голоса моего, и я посоветую тебе», — так Итро начал свою речь, а Сараф из Коцка сказал в своей краткой манере: «Послушайся голоса моего — это и есть совет!»

Какие волнующие слова! Существует множество частных советов на массу вопросов и сомнений, но есть и один общий совет: «Послушайся голоса моего» — приверженность мнению Торы, совету старейшин поколения, опытных и видящих путь. Свыше нам дано обещание: «Каждый, кто советуется со старцами, преуспеет» (Шмот Раба 3:8). Сила этого совета велика на всех планах: частном, общественном и национальном, в духовных и материальных делах, в личной и семейной жизни. «Послушайся голоса моего» — это совет при любом вопросе и сомнении.

На исходе Рош а-Шана богатый господин раби Йеуда Бакерман вошел попрощаться со святым раби из Бялы, автором книги «Диврей Бина». К его удивлению, раби спросил его, как дорого стоит его имущество. Тот ответил: «Невозможно сразу сказать. Некоторые суммы я должен другим, некоторые другие должны мне, есть деньги, вложенные в товары, а есть — в недвижимость».

Раби сказал ему на это: «Проведи подсчеты и сообщи мне».

Раби Йеуда поехал домой и позвал бухгалтеров. Он сидел с ними и проводил точные рассчеты, а потом вернулся к раби и сказал: «Мое имущество стоит шестьдесят тысяч рублей, включая наличные деньги и товары, плюс стоимость домов, магазинов и складов».

Раби посоветовал: «В таком случае советую тебе прекратить всякую торговлю и обеспечивать себя за счет тех денег, что уже есть в твоем распоряжении». Тот удивился, а раби пояснил: «Я не приказываю тебе так поступить — это всего лишь добрый совет».

Раби Йеуда подумал: «Ну конечно, это добрый совет!» Он понимал это так: «Я ведь уже не молод. Годы проходят в торговых заботах, когда же мне трудиться ради моего вечного мира? Если прекращу торговлю, смогу жить ни в чем не нуждаясь, да еще и оставлю детям богатое наследство, а сам остаток дней проведу в Торе и служении Творцу».

Он решил последовать совету учителя, но сделать это постепенно. Продал имущество по хорошей цене, а деньги вложил в дело, приносящее доход, которое обеспечивало бы его к старости. Но в итоге он попал в водоворот убытков, в котором все его состояние сгорело, оставив его с долгами.

В панике он прибежал к учителю в поисках спасения.

Раби сказал ему: «Я ведь советовал тебе отказаться от бизнеса на ближайший период». В глазах раби Йеуды потемнело, и он воскликнул: «Но ведь Вы не давали приказа, а лишь добрый совет! Если бы это было приказом, я бы послушался и спас деньги».

Раби ответил: «Про Моше Рабейну говорится: “Во всем доме Б-жьем верен он”. Но непонятно, разве на небесах можно что-то украсть? На самом же деле верность его состояла в том, чтобы не раскрывать всего, что он видел, и не рассказывать обо всем, что знал. Так и мне следовало бы промолчать, но поскольку ты мой любимый друг, я не мог сдержаться и высказался в форме совета. Сверх того мне было недозволено открывать».

Этот обедневший господин рассказывал свою историю со слезами на глазах, добавляя: «Куда же смотрели мои глаза, и где был мой ум? Я был хасидом, так почему же не послушался учителя?» Затем он успокаивал свою совесть: «Очевидно, все в руках Небес, и свыше было сделано так, чтобы я не почувствовал» (Браха Мешулешет).

Мы не представляем величие еврея

«И вышел Моше навстречу тестю, и поцеловал его» (18:7). Наш учитель раби Хаим Виталь отмечал: вот уже долгое время Моше Рабейну был один, оторван от жены и детей. И вот, его тесть сообщает ему, что скоро приедет вместе со своей дочерью — женой Моше, а с ними и двое их детей. И кому же навстречу должен поспешить Моше? Конечно же, навстречу жене и детям! Нужно обнять детей, которых он не видел уже долгое время, поцеловать их. Но нет! «И вышел Моше навстречу тестю своему, и поцеловал его».

Почему? Потому что перед ним стояла важная задача — ввести Итро под крылья Шхины, обратить его в еврейскую веру. Такая духовная миссия отодвигает в сторону любые личные чувства. Он взял своего тестя, и «вошли в шатер». А жену и детей он отправил в другой шатер — с ними он встретится лишь через несколько часов. Первое, что нужно сделать, — рассказать Итро обо всех чудесах, передать ему послание и смысл, приблизить к чистой вере.

Подобно Моше Рабейну, как мы видим, вели себя и великие мудрецы Израиля. Они тщательно выказывали уважение к каждому еврею. Возникает вопрос: а нам как укрепиться в этом качестве особого уважения к людям и в первую очередь к евреям?

Ответ прост: когда каждый из нас утвердит у себя в сердце, как велико достоинство каждого еврея, и насколько велик каждый, кто происходит из потомства наших святых праотцов Авраама, Ицхака и Яакова, он естественным образом начнет уважать всех евреев (Кводам шель Исраэль).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.