«И придет каждый человек, кого подвигло сердце» (35:21). Представим себе, что мы живем не в демократической стране. Представим, что у нас абсолютная монархия и царь, способный на все, из числа тех, которые по своему желанию могут поднять человека к вершине и даровать ему огромное богатство, а если захотят — приказывают повесить его на дереве в пятьдесят локтей. Это такие цари, при виде которых благословляют: «Давший от славы Своей (человеку из) плоти и крови». Далее представим, что царь захотел воздвигнуть в свою честь памятник из чистого золота, с инкрустацией из драгоценных камней и жемчуга. Этот монумент станет местом паломничества и восхваления его власти. Он будет символизировать почтение к его имени и славу его правления. А кто сделает такой памятник, заслужит благодарность и почет. Предположим, что все так и есть.
Придет ли нам на ум выступить и предложить себя как добровольца для его создания? Речь идет не о том, чтобы следить за работой и руководить (на это согласились бы многие!), а о том, чтобы взять молоток и резец, стамеску и долото, ковать и шлифовать, обрабатывать материал и придавать ему форму. А у нас нет ни опыта, ни представления об этом деле, ни знаний о нем, ничего! К тому же, мы знаем, что дело касается почета царя и его славы. Если у нас получится кривое, испорченное и безобразное произведение, оно оскорбит царя и выразит презрение к его власти.
Мы уж точно вспомним о принципе: «Кто мудрец? Тот, кто знает свое место» и не станем выходить вперед, чтобы присвоить себе венец, который для нас слишком велик, не будем подвергать себя опасности. Но строители переносного храма в пустыне действовали иначе! Великий, могучий и грозный Творец приказывает построить храм, в котором будет Его присутствие. Это тонкая и сложная работа по дереву и металлу — золоту, серебу и меди. Требуется искусное ткачество с двух сторон, с нитями, состоящими из двадцати четырех волокон. И этот приказ дан тем, кто еще год назад были рабами, кто занимался глиной, кирпичами и работами в поле. Среди них не было плотников, металлургов, работающих с золотом; не было и ювелиров, ткачей, кожевенников и изготовителей основ. Откуда взялись у них умелые ремесленники?
Тора отвечает на это: «Пусть придет каждый человек, кого подвигло сердце», а Рамбан объяснил это так: «Среди них не было тех, кто изучал эти ремесла у учителя, или кто набрался в них навыков сам. Но были те, кто открыл в себе способность сделать это, у кого “возвысилось сердце на путях Б-жьих” и кто пришел к Моше, говоря: “Я сделаю то, о чем господин прикажет”».
Как же сердце подвигло их? Как они не убоялись, что испорят все дело и навлекут на себя гнев Б-жий?
Однако, ответ прост: если бы речь шла о царе из плоти и крови, они не проявляли бы дерзости предлагать свою кандидатуру. Ведь знаний нет у них, а опыта и подавно. Не памятник вышел бы у них, а безобразная развалина, которая навлекла бы на них ярость царя. Но они хотят стать добровольцами для Царя всего мира, а «Милосердный просит сердце», и как только Он увидит их желание и убедится в их добровольности, тут же дарует им таланты, знания и навыки. Ни в чем не будет нехватки. Ведь все принадлежит Ему и все исходит из Его силы. Это Он дает нам силу достигать успеха, все для Него доступно.
И так в действительно и получилось: храм вышел во всем великолепии. Никогда еще глаза людей не видели такого прекрасного и славного сооружения!
Мы знаем, что Тора вечна и ее уроки вечны для нас. В этой главе также скрыт урок, необходимый постоянно каждому человеку и каждому поколению. Переносной храм в пустыне — это, как известно, лишь образ и символ внутреннего храма, который каждый должен построить в самом себе, сделав себя обителью пребывания Шхины. В нем есть святилище и есть святое святых. Согласно книге Зоар, это сердце человека. Там нужно поместить скрижали завета — святую Тору. Светильник храма указывает на свет мудрости, а воскурение — на хорошие личные качества; стол — на то, что имущество добывается чистым и правильным путем, а умывальник — на очищение от всякого зла. В каждом сосуде есть свой символизм, у каждого инструмента — свое назначение.
Человек может подумать: откуда у меня могут быть силы и способности вознестись к таким высотам, взлететь к этим вершинам? Как смогу я построить в себе храм, поставить в нем ковчег и скрижали? Как создать светильник из чистого золота «единой чеканки» — ясные и правильные воззрения и знание Торы. Нет у нас необходимых знаний, нет требуемого опыта. Мы маленькие и бедные, в чем наша сила и мощь?
Но эта глава объясняет и указывает нам, что если только захотим и решим, если придем к раву и учителю и искренне скажем: «Мы сделаем все, что господин прикажет», то получим силы свыше, помощь и поддержку, мудрость, разум и знание — все, что необходимо для строительства внутреннего святилища, красивого и великолепного, для воплощения совершенства. Ведь «Милосердный просит сердце». Всевышний хочет только нашего искреннего решения. Нужно только открыть вход размером с игольное ушко, а все остальное будет послано свыше. (Майян а-Шавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.