Темы: Воспитание детей, Пополнение в семье, Дурные привычки, Половое воспитание, Ита Минкина
Здравствуйте! Дочери 2,3 года. Заранее хотела бы узнать: 1. Когда трогает интимные зоны — сейчас ничего не говорить? А потом? 2. В детском садике может заметить разницу между полами. Что мне отвечать на вопросы? 3. Как относиться/вести себя, когда ребенок всех обнимает и целует? С какого возраста более серьезно отгорождать от контакта с мужским полом? 4. Через три месяца появится братик или сестричка. Сказать, что был в животике, а потом? 5. Как относится к ковырянию в носу (надо ли уже сейчас говорить, что это некрасиво?) Большое спасибо за ответы!
Здравствуйте, уважаемая N.
Спасибо за Ваш вопрос, это интересует многих родителей.
1. Маленькие дети трогают интимные зоны, и это очень естественно — они знакомятся со своим телом и с ощущениями от различных зон. Поэтому лучше не акцентировать на этом внимание, а отвлекать чем-то без лишних слов. Если ребенок регулярно трогает эти места, это может свидетельствовать о том, что ему немного (или много) не хватает ощущений, связанных с телом. В этом случае тоже можно спокойно отвлекать. Например, взять за ручку и отвести показать что-то интересное, или вынуть ручку и сделать «сороку-ворону», или как бы между делом вынуть ручку, говоря при это что-то совершенно постороннее. Но тут не ограничивайтесь отвлечением, а позаботьтесь о том, чтобы ребенок получал тактильные (осязательные) ощущения. Чаще обнимайте и целуйте ее. Купите мягкую губку, у которой другая сторона немного жестче и, купая ее, посвятите некоторое время растиранию губкой (мягкой или чуть жестковатой стороной — по ее желанию): икры ног, спинка, плечики. Потом душем или струей воды водите по ее телу для «баловства» — для ее удовольствия. Растирайте хорошо-хорошо полотенцем. Кроме того, перед сном хорошо делать массаж: спина, руки, ноги, плечи и т.д. Это и успокоит ребенка, она будет лучше спать, и будет хорошей порцией ласки и прикосновений. Еще хорошо в течение дня гладить ее по голове, по плечам и т.д. Ребенок будет получать телесный контакт, что постепенно снимет желание трогать интимные зоны. И то же самое — для ребенка постарше.
2. В детском садике может заметить разницу между полами. Что мне отвечать на вопросы?
Конечно, она когда-нибудь заметит и будет задавать вопросы. Отнеситесь к этому совершенно спокойно, как будто она заметила различие между апельсинами и мандаринами. Напряжение в эти темы вносят взрослые, когда начинают конфузиться или нервничать, услышав вопрос ребенка. Отвечайте по существу, просто и доступно. Не надо вдаваться в подробности, если ребенок о них не спрашивал. Если у него появятся новые вопросы через какое-то время, иногда через несколько лет, то и тогда ответьте спокойно и по существу. «Да, мальчики и девочки разные. Так их создал Творец. Он всех создал разными. Разные овощи и разные фрукты, и дети тоже разные». Вы можете вместе перечислить, что еще разное у мальчиков и девочек (длина волос, бантики — без бантиков, разные игры и т.д.) ребенок может спросить: а почему они разные? На это можно ответить, например: яблоки и груши тоже разные. Так Всевышний захотел, чтобы в мире были и мальчики, и девочки. Отвечайте просто, в соответствии с уровнем ребенка, не пытаясь перевести разговор и не входя в запутанные пространные объяснения. Когда ребенок удовлетворит свое любопытство, он сам перейдет к другой теме, а эта область станет для него одной из нормальных и позитивных сторон бытия.
3. Как относиться/вести себя, когда ребенок всех обнимает и целует?
Нормально относиться. У нее хороший эмоциональный настрой и позитивное отношение к окружающим. Если только она не начинает целовать малознакомых людей — тогда стоит проверить, получает ли она достаточно ласки дома. (Совсем не обязательно, что не получает, но стоит проверить. Если она обнимает и целует мужчин, то, наверное, папе стоит уделять ей немного больше внимания…)
4. С какого возраста более серьезно ограждать от контакта с мужским полом?
Смотря с кем. С папой контакт (объятия, поцелуи, сидение на коленях) сам по себе ослабевает, когда девочка достигает переходного возраста (13-14 лет), с другими мужчинами — до трех лет. (Не стыдить ее и не одергивать, а ласково сказать, что девочки целуют и обнимают других девочек и других мам, а не других пап), с мальчиками-ровесниками — до 4-5 лет, если это эпизодически; иногда можно чуть дольше, если это не поцелуи или, например, сидение рядом и рассматривание книжки. В любом случае не порицать и не ругать, не читать высоконравственных лекций о скромности. Это только обостряет интерес и вызывает у ребенка ощущение, что за этим кроется что-то запретное. А запретное — и есть самое интересное… Чем меньше слов, тем лучше. Отвлечь, спокойно что-то сказать простыми словами и перейти к следующему вопросу повестки дня.
5. Через три месяца появится братик или сестричка. Сказать, что был в животике, а потом?
В добрый час!
Сказать, что раньше малыш был в животике, а потом Всевышний сделал чудо и младенец из животика попал к маме. И придерживаться этой версии. Можно сказать (если ребенок будет настаивать — как же это технически произошло?), что Б-г делает маме специальную дырочку в животе, через которую ребенок попадает наружу, а потом это отверстие закрывается. И это такое чудо. Если ребенок выражает недоумение (не в этом возрасте — в этом возрасте все принимается просто), то можно сказать: все, что связано с рождением, — это чудо (и это правда). То, как малыш рождается, — тоже такое чудо.
6. Как относиться к ковырянию в носу (надо ли уже сейчас говорить, что это некрасиво?)
Стоит воздерживаться от длинных лекций и одергивания. Это может привести только к укоренению привычки или к тому, что ребенок будет делать это тайно. Спокойно сказать, что это некрасиво, не стоит так делать такой хорошенькой девочке, как ты, дать салфеточку и перейти к другой теме. (Долгое ковыряние в носу тоже может быть связано с тем, что ребенку немного не хватает телесной ласки, так как в носу много нервных окончаний, как и в интимных зонах). Если это бывает редко, то без лишних слов помочь вытереть носик и все.
Желаю вам здоровья, сил и радости от Вашей семьи.
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.