Темы: Воспитание детей, Школа, Младшие школьники, Отношения со сверстниками, Ссоры и драки, Насилие
Шалом! Прошу Вас дать мне совет по следующей ситуации.
Как учить детей правильно себя защищать от агрессии со стороны их сверстников — по школе, например? Правильно ли я учу свою дочь, советуя ей, чтобы не боялась и давала отпор?
В светской школе девочки ведут себя похлеще мальчиков-хулиганов, могут толкнуть, оскорбить или унизить. И я сказала дочке, что если кто из таких позволит себе подобное с тобой, то ответ дай такой же: если это рукоприкладство, то так, и т. д.
На что мой муж сказал: зачем ты так учишь, ведь тогда она опустится на их уровень и станет ничем не лучше. И я согласна, с одной стороны, а с другой — вижу, что с такими детьми только на их языке будет понятно, если не пресечь сразу, то могут не остановиться.
Скажите, пожалуйста, как нам быть в таких случаях? И не только девочке, у нас ещё и сын растет. Я уже переживаю за него. Нужно ли ему драться, если будут лезть к нему такие же мальчики, чтобы не казаться слабым и чтобы не загнобили его в будущем? N.
Уважаемая N.,
Прекрасно понимаю Вашу моральную дилемму. Но думаю, что настоящее решение для нее — это поискать ближайшую еврейскую школу и просить общину о помощи ради того, чтобы дочь могла учиться там.
Пока же она находится в такой школе, как Вы описываете, к сожалению, действительно, единственный язык, который дети там будут понимать, это — «язык силы». Они должны знать, что им дадут отпор.
Поскольку Вашего мужа справедливо беспокоит моральная сторона такого поведения, нужно приучать детей, чтобы они не начинали драться первыми и сами не били детей слабее себя. Но не защищаться от агрессии — значит, поощрять ее, и это не еврейский принцип — подставить бьющему другую щеку.
Что касается иудаизма, то по Галахе человек обязан защищать себя от агрессии. А так как у ребенка только два способа защититься — а. дать сдачи, б. идти жаловаться учительнице и превратиться в доносчика и изгоя, — то совершенно ясно, что приходится применять первый способ.
С другой стороны, нужно очень стараться, чтобы в семье не было никакого насилия, и показывать, что агрессия — это способ выживать, но никак не жить в нормативном обществе.
Но еще раз повторю: самое главное — это сделать всё (включая просьбу о материальной поддержке) для того, чтобы помочь детям оказаться в подходящей для них среде.
С уважением и пожеланием радости от детей, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.