Темы: Воспитание детей, Ита Минкина, Воспитание самостоятельности, Отношения со сверстниками
Шалом! У меня вопрос: как научить ребенка не зависеть от мнения людей? Спасибо, N.
Уважаемая N.,
Вы задаете очень важный вопрос. Чтобы правильнее и точнее ответить на него, нужно учесть несколько основных моментов, которые влияют — каждый по-своему и все вместе — на зависимость или независимость ребенка от окружающих.
Но прежде, чем мы рассмотрим эти моменты, вспомним: полностью не зависеть от мнения людей невозможно. Любой ребенок, как и любой взрослый, в той или иной мере зависит от мнения других людей. Полная независимость так же невозможна и нежелательна для нормального человека, как и полная зависимость.
Очень многие люди держатся в рамках адекватного поведения не из-за высоких моральных принципов или четко выверенных убеждений, а потому, что так все делают, так принято, это считается нормальным в цивилизованном обществе. И это — начиная с того, что человек ходит на работу каждый день, и заканчивая тем, что выбрасывает обертку в мусор, а не на газон, или ест как человек, а не как крокодил (в общественном месте). И проверить себя просто: я поступлю так, если никого не будет рядом, никто этого не увидит или если буду единственным на земле, кто так поступит? Сделаю так или нет?
Еврейские мудрецы (Пиркей Авот, Рамбам) пишут о том, что человек, зная свою природу — подверженность влиянию окружающих, выберет себе достойное окружение, уважаемых, добрых, справедливых людей. Хороших соседей, хороших друзей. То есть природа нормального человека — быть подверженным влиянию, и здесь диапазон выбора самого человека достаточно ограничен (он может убедить и воспитать себя или других, но до какого-то предела). А вот что является выбором человека в полной мере: с кем общаться, переписываться, кого слушать, видеть, с кем проводить выходные, т. е. — выбирать, чьему влиянию подвергаться. И здесь его выбор обязан быть сознательным.
Возвращаясь к Вашему вопросу: нам, родителям, важно осознать несколько основополагающих для воспитания моментов. Это важно не только для воспитания независимости, но и вообще для воспитания большинства необходимых качеств: уверенности в себе, моральной устойчивости, коммуникабельности, оптимизма и т. д.
Ребенок теряется в такой ситуации. Во-первых, он затрудняется объяснить родителям, чем вызваны его чувства, а во-вторых, и это намного хуже, он перестает доверять себе.
Доверие ребенка к самому себе невероятно важно. Это чувство, сформированное или не сформированное в детстве, сопровождает человека на протяжении всей жизни. «Можно мне доверять этому человеку или нельзя?», «Стоит мне быть откровенным с ним или нет?», «Можно мне сблизиться с этим человеком или стоит держаться от него подальше?».
В таких ситуациях у человека нет иного критерия и компаса, кроме интуиции, и, если он вырос в доверии к своей интуиции, к своим чувствам, то будет следовать им и избежит неприятностей. Но, если его с детства приучили не доверять себе, если постоянно доказывали, что его ощущения, чувства ложны и он должен чувствовать что-то совсем другое, то он лишается внутреннего ориентира и способен довериться тому, кому доверять нельзя.
Никто не застрахован от ошибок, но человек, воспитанный в доверии к себе и привыкший себе доверять, обладает большей внутренней силой, способностью справляться с проблемами и возрождаться к новой жизни, если ему пришлось пройти через испытания.
Читайте также: Как воспитать в сыне умение не идти на поводу у других?
Мальчик в общении с друзьями тяжело воспринимает ситуацию, когда оказывается «третьим лишним»
У дочери проблема с подружками. Как научить ребенка быть самодостаточным?
С уважением, Ита Минкина
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.