Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рассказы о еврейских мудрецах, притчи и увлекательные истории, посвященные силе одного слова — Амен

В Гемаре говорится: «גדול העונה אמן יותר מן המברך — Отвечающий Амен более велик, чем произносящий благословение» (Брахот 53б). На первый взгляд, это высказывание мудрецов вызывает изумление. Как может тот, кто произносит одно короткое слово, удостоиться за это большего величия, чем тот, кто благословляет Всевышнего?

Чтобы ответить на такой непростой вопрос, приведем следующее сравнение. Слуга короля горячо прославляет его перед большим собранием людей. Если никто не отзовется на прославление, то для короля это — великий позор! Это означает, что ни один из его подданных не согласен с восхвалением, высказанным в его адрес. И наоборот, если хвалебные слова будут встречены воодушевленными рукоплесканиями и искренними криками «Да здравствует король!», это станет подтверждением его величия и докажет, что король достоин подобных почестей.

Вот почему мы произносим Амен после благословения. Амен дополняет благословение, подтверждая только что произнесенное прославление. Этим словом мы подчеркиваем, что только Ашем действительно достоин подлинного величия.

Наши мудрецы также сравнивают Амен, произносимый после благословения, с королевской печатью, которая ставиться под его указом. Без этой печати указ не полон и лишен силы. Когда благословение не сопровождается словом Амен, ему недостает завершенности.

Рав Реувен-Зелиг Бенгис, глава раввинского суда Иерусалима, в юности учился в знаменитой Воложинской ешиве. Он рассказывал следующую историю:

Р. Хаим Воложинер взял себе за непреложное правило произносить благословения только в присутствии других людей, чтобы кто-нибудь мог ответить ему Амен. Однажды глубокой ночью р. Хаим был погружен в изучение Торы. Вдруг он ощутил жажду и протянул руку к стакану с водой. Но, быстро спохватившись, он отдернул руку и решил дожидаться появления кого-нибудь, кто мог бы ответить Амен.

Его жажда все усиливалась, но он продолжал учиться.

Внезапно послышался слабый стук в дверь. Открыв ее, р. Хаим увидел одного из своих учеников. «Ребе, — сказал тот, — я не могу уснуть. Я натолкнулся на трудное место в Гемаре и хотел бы обсудить его с Вами».

Теперь р. Хаим, наконец, мог выпить воды! Он произнес благословение Ше-а-коль нийе би-дворо, и его ученик ответил Амен.

На следующее утро р. Хаим поблагодарил ученика за то, что он пришел к нему ночью. Молодой человек непонимающе взглянул на него. «Но, Ребе, я не приходил к вам этой ночью», — сказал он.

Как видно, ночной гость был ангелом с Небес! Р. Хаим так сильно желал произнести совершенное благословение, «запечатанное» словом Амен, что Всевышний послал к нему ангела, чтобы избавить его от жажды.

Прекрасным завершением этого рассказа о р. Хаиме Воложинере может стать комментарий, который дает р. Шмелке из Никольсбурга к одному из пиютов праздника Рош ашана. В утренней молитве Рош ашана — когда этот праздник приходится на шабат — содержится следующее провозглашение Единства Б-га: «והוא באחד ומי ישיבנו. נורא וקדוש . ונפשו אותה ויעש — Он единственный (Владыка), и кто возразит Ему? Он возжелал и свершил, грозный и святой».

Р. Шмелке интерпретирует эти слова так: והוא באחד — когда человек один, ומי ישיבנו — кто может ответить Амен на его благословение? ונפשו אותה — его душа желает произнести совершенное благословение Б-гу, ויעש נורא וקדוש — и тогда Он создает святого ангела, который посещает человека специально для того, чтобы ответить ему Амен.

Издательство Пардес


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…