Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По урокам рава И. Каневского

В трактате Сота сказано, что страшный указ египетского фараона, повелевшего бросать в воды Нила всех родившихся в стране мальчиков, не случаен. Оказывается, царя напугали придворные астрологи, предсказавшие, что он, фараон, найдет свою гибель в море. Звездочеты уточнили: «Причиной послужит будущий спаситель евреев, выходец из твоего дома. Но о нем известно, что он тоже будет поражен водой». (Так и случилось. Мы знаем, что Моше умер, не войдя в Святую землю, поскольку ослушался приказа Всевышнего и, вместо того чтобы сказать скале, чтобы она дала воду евреям, ударил по ней посохом. Как правильно заметили астрологи — «будет поражен водой», наказан из-за воды.)

Так или иначе, фараон понял, что надо срочно что-то предпринять. Поэтому решил уничтожить всех младенцев мужского пола. Откуда ему было знать, что именно этот указ послужит причиной того, что маленького Моше после родов скроют от египетских опричников, потом отпустят в ковчеге по водам Нила, что его найдет дочь фараона, возьмет к себе, воспитает при дворе отца, что сам фараон окажется одним из его высочайших покровителей? Откуда царь, обезумевший от страха за свой трон, мог предвидеть, что своими действиями он готовит себе погибель?

Этот отрывок учит нас, что никаким уловками, стараниями и комбинациями нельзя изменить то, что решено на Небесах. Даже если известно, что человека ждет. Даже если ему открыто, чего надо опасаться. Можно предпринять множество всяких действий — а в результате окажется, что именно из-за этих действий и произошло то, что должно было произойти. Изменить решение Небесного суда можно. Но не активизацией деятельности «по упреждению», не суетой, а совсем иными способами.

Обратимся к другому эпизоду еврейской истории. Злодей Аман

совершил много действий по упрочению собственного положения. Но именно эти действия явились причиной его бесславного падения. В начале «Мегилат Эстер» рассказано, как царь изгнал свою царицу Вашти. Та ослушалась приказа грозного супруга, и некто Мемухан предложил ее «убрать». Этим Мемуханом был начинающий царедворец Аман. Не устрани он Вашти, не надо было бы искать замены на должность царицы. Что двигало Мемуханом? Три причины. Первая — месть: оказывается, Вашти не пригласила его жену на пир придворных дам. Вторая — он давно мечтал об указе по закреплению статуса мужей как беспрекословных повелителей в своих семьях. Почему? Потому что жена Амана управляла им как хотела. Третья — хотел на освободившееся после Вашти место пристроить свою дочь. Как видим, евреев во всей этой картине еще не было. Но Аман уже тогда начал активно возводить будущий трон для Эстер.

Вторая сцена из той же истории: Аман посреди ночи спешит к царю с предложением срочно повесить Мордехая, уверенный, что царь пойдет навстречу желаниям своего фаворита. И вдруг царь спрашивает — как отметить заслугу того, кто его, царя, спас? Полагая, что разговор идет о нем самом, Аман предлагает устроить почести «по высшему разряду». ­И сам ведет царского жеребца, на котором восседает Мордехай, по улицам столицы… На чем собирался повесить ненавистного еврея Аман? На заранее приготовленной виселице высотой в пятьдесят локтей. Что произошло в минуту кульминации повествования? Изобличенный Аман падает к ногам Эстер, моля о пощаде. Царь решает, что тот преступил границы дозволенного (как! упасть на постель супруги царя?!) и приказывает казнить Амана. Немедленно. Тут появляется некто Харбона со словами, что виселица уже готова и стоит на дворе самого Амана. Не будь этой заготовленной жерди — царь, быть может, остыл бы, и Аман нашел бы

оправдания. Ибо в чем он виноват, если планировал извести евреев с царского разрешения, а не по своей воле?

Готовил смерть для евреев — приготовил ее для себя. Так сделан мир. Тот, кто сочиняет средства для совершения зла против других, вдруг видит, что именно его заготовки являются причиной его погибели.

Раз в году наверху принимаются все постановления относительно живущих на земле. Небесный суд решает, кому жить — кому умереть, кому разбогатеть — кому обнищать, кому быть счастливым — кому страдать и мучиться. Принимаются эти решения в Рош-Ашана, на Новый год. Избежать Суда невозможно. Всякая попытка спасения приведет только к ухудшению того, что уже решено. Мы наделены свободой воли, но применять ее надо не тогда, когда сети уже натянуты и Небесный Ловец начал вынимать их. Все телодвижения приведут лишь к тому, что ячейки сети плотнее сомкнутся вокруг тела. Волю человек проявляет — не совершая предосудительных поступков. А также в том, что, совершив их, находит силы к исправлению.

Кстати, то же самое о спасении. Если наверху решено спасти человека, попавшего, казалось бы, в безвыходное положение, помощь придет с самой неожиданной стороны. Тот, кто ищет погибели для праведника, — своими действиями его и спасет. Поэтому нельзя отчаиваться в любой ситуации.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…