Из цикла «Тора и Наука», темы: Тора и наука, Талмуд, Астрономия, Замир Коэн
В созвездии «Кима» («Плеяды»), отстоящем от земли на четыреста двадцать световых лет, невооруженным глазом можно различить шесть звезд. Особенно острый глаз при хороших погодных условиях может заметить седьмую и даже восьмую звезду. Так и считали астрономы многих поколений, что Кима состоит из восьми звезд. Но после того как в 1609 году Галилео Галилей сделал первый телескоп, световые телескопы постоянно усовершенствовали, а затем стали пользоваться и радиотелескопами. Благодаря новой технике астрономы сейчас различают в созвездии Кима более сотни звезд (подробнее об этом можно прочитать в книге известного астронома доктора Г. Видаля «Небесное воинство», стр. 134, и также в Еврейской Энциклопедии, т. 20, стр. 674). [По современным подсчетам в этом скоплении видно 150 звезд от 3 до 11 звездной величины.] В Талмуде (Брахот, 58б) об этом написано: «Что такое Кима? Сказал Шмуэль: [Это] Кемеа (“примерно, сто”) звезд. Одни говорят, что они группируются по соседству, а другие говорят, что они рассеяны». Раши в комментарии поясняет: Вопрос «Что такое Кима?» подразумевает «Сколько это Кима?» Иначе говоря, есть группа звезд, но всего их более ста. Талмуд закончен более полутора тысяч лет назад, когда еще не было оптических устройств, позволяющих наблюдать небо, следовательно, данные Талмуда о числе звезд в созвездии Кима решительно противоречили очевидности — наблюдениям того времени. Поэтому астрономы не евреи не приняли во внимание эти слова Талмуда, несмотря на обычное уважение к мнениям мудрецов Торы, в частности, в отношении астрономии. Но мудрецы Талмуда стояли на своем, поскольку сведения о числе звезд в Кима получены от Творца мира, а Он знает не только то, что видят глаза. И кроме того, как и другие части Устной Торы, эта информация передавались от учителя к ученику, начиная с самого Моше рабейну на Синае, пока не была записана в Талмуде. Только в течение столетий возникло небольшое расхождение во мнениях относительно той частности, насколько близко соседствуют звезды в невидимой части созвездия, представляют ли они скопление или рассеяны. И, как это ни удивительно (впрочем, так обычно бывает в спорах мудрецов), современные исследования доказали, что были основания для обоих мнений!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти