Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждый, кто плетет заговоры против Израиля как народа — из породы Амалека. Нам надо пробудить в себе ярость против него. Это война против сил зла, за изгнание их из мира.

По мнению гаона рава Моше Соловейчика из Бриска (благословенна память о праведнике) вооруженная борьба со всякими нациями (или отдельными лицами), выступающими против народа Израиля именно из-за ненависти к евреям, является исполнением заповеди войны с Амалеком.

Рав Йехуда Гершуни в книге «Коль цофиах» приводит доказательство известного гаона рава Хаима Соловейчика (благословенна память о праведнике) существования Амалека в наше время. Аргументация гаона основана на высказывании Рамбама в «Гилхот ха-Млахим» (4,5). Рамбам, напоминая о «семи народах», добавляет: «И уже потеряна память о них». При упоминании Амалека он не делает такого добавления — значит Амалек существует и в наше время.

Рав Давид Коэн (благословенна память о праведнике) писал в «Мегилат Милхама ве-Шалом» о существовании Амалека, как о чем-то очевидном.

И авторы предшествующих поколений высказывались в том же духе, подчеркивая, что их мнение основано не на интерпретации, а на прямом указании Торы.

«Сефер ха-Харедим» (лист 183) пишет: «Ибо как и в первый раз (после исхода из Египта), так и при возвращении изгнанников в Землю Израиля, Амалек встречается на пути (евреев). То, что сегодня видят глаза наши, видит и В-севышний, и будет судить».

Махараль поддерживает данное царем Ахашверошем евреям того времени разрешение тотального истребления ненавидящих народ Израиля (речь идет о событиях, описанных в Свитке Эстер Танаха): «И сказал 'собраться и пойти по их душам', то есть пойти убивать своих врагов — это и называется 'пойти по душам'. Ибо пока Израиль в изгнании — ненавидят его. Ненавистники из семени Амалека, они стремятся уничтожить Израиль. Поэтому недостаточно было просто отменить первоначальные указания Амана — была необходимость в физической ликвидации всех злодеев, своими деяниями доказавших, что они из семени Амалека». («Ор Хадаш» стр. 201).

Практически однозначно о том же говорит и Трактат Санхедрин 20 b — искоренение семени Амалека предшествует исполнению заповеди построения Храма. В подтверждение приводится стих «…и успокоит Он вас от всех окружающих врагов». (Дварим, 12). Но разве в этом стихе вообще упоминается Амалек? И еще, Царь Давид собрался строить Храм только после того, как удостоился чести уничтожить врагов. А ведь семя Амалека (в узком смысле) было стерто за несколько лет до этого Шаулем. Объяснение — «Амалек» это общее имя для всех врагов Израиля.

Стоит привести и аргумент из предисловия раби Леви к его комментариям по вопросу пуримского послания (Мегила,11). Стих (Бемидбар, 23, 55-56) предупреждает: «А если не прогоните обитателей земли от себя, то будут они, кого оставите из них, иглами в ваших глазах и шипами в боках ваших; будут (враждебно) теснить вас на земле, на которой вы обитаете. И будет: как положил Я сделать им, так сделаю вам». Комментарий Раши связывет стих с Пуримом «Были наказаны за то же, за что был наказан Шауль, пожалевший Амалека». Но ведь в Писании говорится о «семи народах», а не о Амалеке? Но, пишет раби Леви, из комментария следует, что все притеснители Израиля объединяются понятием «Амалек» и ко всем им относится повеление об Амалеке.

Из предисловия к мидрашу Танхума (конец раздела «Теце») следует: причина указания стереть Амалека состоит в том, что он пытается разрушить Храм. Но ведь не найти упоминания о таких действиях Амалека ни в пустыне, ни в Стране Израиля. Объясняет раби Ицхак Саба (автор «Црор Хамор») в книге «Эшкол ха-Хофер»: во всех поколениях целью ненавистников Израиля является предотвращение построения нами Храма, они и есть «Амалек»

В Тактате Баба Батра (лист 21) критикуется Йоав, который в войне с Эдомом уничтожал только мужчин противника, хотя стих требует «Сотри память Амалека». Но, опираясь на тот же стих, и оправдывается Йоав, который прочел «Сотри мужчину Амалека» («память» и «мужчина» пишутся на иврите одинаково). Но ведь стих говорит об Амалеке, а не о Эдоме! Значит и Эдом может быть Амалеком.

Итак, каждый, кто плетет заговоры против Израиля как народа — из породы Амалека. Нам надо пробудить в себе ярость против него. Это война против сил зла, за изгнание их из мира.

Все вышесказанное не противоречит хасидской традиции, идущей от Бааль Шем Това, которая дает дополнительную интерпретацию уничтожению Амалека. Уничтожение Амалека — борьба с сомнениями в сердце. Сказано в стихе (Шмот, 18,7):«Есть ли Всевышний в нашей среде». Раши комментирует следующий стих (Шмот, 18, 8) «И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим». «И пришел Амалек» — этот раздел следует непосредственно после стиха (содержащего вопрос «Есть ли Всевышний в нашей среде?»), тем самым говоря: «Я всегда среди вас и готов (удовлетворить) все ваши потребности, а вы еще говорите “Есть ли Всевышний в нашей среде, или нет?” Вашей жизнью (клянусь): придет пес (Амалек) и укусит вас, и вы воззовете ко Мне и узнаете, где Я!». Стоит напомнить, что гиматрия слова «Амалек» совпадает с гиматрией слова «сомнение». Если победим Амалека в сердце, то победим и внешнего врага Израиля.

Из «Эрец Хемда», Бней Брак, 1994 г.
Перевод Б.Новака


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…