Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Шофтим, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Не сможешь поставить над собой чужеземца, который не из братьев твоих»[1].
Похожий оборот речи мы находим в стихах: «Не сможешь отвернуться»[2] и «Не сможет народ подняться на гору Синай…»[3]. Во всех этих случаях этот оборот толкуют как: ты мог бы, но нет тебе разрешения. (Мы уже разъясняли, почему не следует толковать этот стих в прямом понимании — что человек не может сделать сказанное). Стих: «Не (можешь) видеть быка брата твоего…»[4], «Не сможешь отвернуться», следует понимать так, что речь идет о том, что мы должны внести в нашу душу и сердце правильные качества (доброта, любовь к другим евреям). Например, человек ненавидит того, кому нужна помощь, и мог бы проигнорировать это, «отвернуться». Но он заставляет себя выполнить заповедь Торы («не сможешь отвернуться»). Но Тора предупреждает нас, что человек должен относиться к имуществу ближнего как к своему собственному, и тогда он не сможет проигнорировать возможный ущерб другому, а постарается помочь спасти его имущество, как предпринял бы усилия для собственного, даже без того, что Тора предупреждает: «Не сможешь отвернуться». Таким же образом можно разъяснить стих: «Не сможет народ подняться на гору Синай…».
Притча.
Перед человеком стоит блюдо с вкусной, жирной едой, но врач запретил ему есть эту пищу. Мы не можем сказать, что этот человек не может есть. Он может, и даже хочет, но ему не разрешено. В душе его происходит борьба противоположностей: поддаться соблазну поесть, или послушаться предписания врача. Но если он страдает от болей, и не в состоянии ничего есть, то тут уже не скажешь, что он мог бы есть, но ему не разрешено. Этот человек есть не может, даже несмотря на то, что он, в принципе, мог бы себя заставить силой. То же самое, если человек принимал лекарство, а затем врач велел ему прекратить его принимать, так как оно может навредить ему. С этого дня он перестанет принимать это лекарство, ведь ему не разрешено, и ничто не заставит его нарушить это.
Смысл этой притчи в том, что именно так ответил наш учитель Моше, да покоится с миром, Б-гу: «Не сможет народ подняться на гору Синай…». Ведь если бы у них была какая-либо страсть, заставляющая их подняться на гору, можно было бы опасаться, что эта страсть пересилит запрет подниматься. Но по правде, нет у них никакой страсти подняться на гору, а дело в том, что они знают, что поднимаясь на гору, они поднимутся по ступеням святости, и, с одной стороны, это хорошо. Но, с другой стороны, поскольку уже было предупреждение, не подниматься, чтобы ограничить гору и освятить, — то это как лекарство, которое врач запретил принимать. И это то, что сказано: «Не сможет подняться»[5].
[1] Дварим 17:15
[2] Дварим 22:3
[3] Шмот 19:23
[4] Дварим 22:4
[5] Шмот 19:23
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы