Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Две ситуации, которые могут возникнуть в торговых отношениях

«И если будете продавать что-либо ближнему своему, или покупать что-либо у ближнего своего, не обижайте друг друга»[1] («не обижайте» — ло тону. На языке Торы используется слово онаа — «обида», когда речь идет о завышении или занижении стоимости товара, используя незнание одной из сторон или ее стесненные обстоятельства — прим.)

Следует разобраться, для чего здесь нужен повтор «если будете продавать… ближнему… или покупать… у ближнего». Ведь понятно, что не может быть продажи без покупателя, и покупки без продавца. Мне кажется, что здесь Тора указывает на два вида торговли, в которых очень легко обмануть.

Притча.

В торговых отношениях между людьми могут быть две ситуации. Одна ситуация, это когда продавец обязан продать, а покупатель свободен — может покупать или не покупать по собственному желанию. Вторая, это когда покупатель обязан купить, а продавец волен продать или не продать по своему желанию. В этом случае очень легко может произойти онаа — обида. Намного сложнее одному обмануть другого, когда оба обязаны заключить сделку или оба вольны поступить, как пожелают. Даже если один заломит цену, другой не станет у него брать, так как знает, что тому придется ее спустить, ведь он обязан продать. И только в том случае, когда один обязан заключить сделку, а второй — не обязан, а может сделать это только по своему желанию, есть место для онаа. Логично, что в случае, когда только тот, кто продает, обязан продать, то сделка называется продажей. А если только покупатель обязан купить, то сделка называется куплей. Тора приводит в вышеприведенном стихе оба эти случая.

Об этом мы уже приводили слова мудрого царя Шломо: «Умный сын радует отца, а глупый сын — огорчение для его матери»[2]. И это значит, что действия этих двух видов сыновей, будут иметь разный вес у родителей. Когда сын умный, отец радуется этому больше, чем мать. А когда сын глупый, расстраивается от этого больше мать, чем отец. В чем логика этого? Поймем из притчи:

Притча.

Один губернатор построил новый город, и назначил определенный день для ярмарки. Он велел жителям всех подвластных ему городов явиться на эту ярмарку. Конечно, все повезли туда свой товар, чтобы губернатор не наложил на них штраф. Среди торговцев, прибывших на ярмарку, были и приехавшие из городов, не подвластных этому губернатору. Когда ярмарка закончится, можно будет увидеть разницу между теми местными торговцами и этими, которые приехали добровольно. Если ярмарка окажется удачной, то радость местных торговцев, которых заставили прибыть на ярмарку, окажется больше радости приезжих. Ведь окажется, что им не напрасно пришлось нести расходы из-за обязанности туда явиться. А если ярмарка окажется неудачной, то расстраиваться больше будут приезжие. Местные не будут расстраиваться так сильно из-за потраченных времени и денег, так как все равно обязаны были их потратить, чтобы избежать штрафа. А приезжие торговцы будут расстраиваться больше, так как были вольны выбрать, куда ехать торговать, а значит, они сами виноваты, что понесли убытки.

Смысл этой притчи в том, что отец рад умному сыну больше, чем мать, так как лишь отец обязан выполнять заповедь плодиться и размножаться. И если сын умный, то ради этого мать и терпела боли и трудности родов и воспитания ребенка. И потому, когда сын глупый, то мать расстраивается больше, ведь все муки его воспитания были напрасны. А отец был обязан выполнить заповедь в любом случае, а потому расстраивается меньше.


[1] Ваикра 25:14

[2] Мишлей 10:1

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…