Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему коэнам дан запрет оскверняться духовной нечистотой? Притча о полководце и победах

Написано в Мидраше[1]: «Скажи коэнам». Сказано: «Трепет перед Б-гом чист, пребывает вовек»[2]. Сказал рабби Леви: «В заслугу трепета Аарона перед Всевышним он удостоился того, что ему был посвящен закон Торы, который действителен для него и всех его потомков до конца дней. Этот закон говорит о запрете коэнам получать духовную нечистоту от умершего» (кроме названных ближайших родственников: отец, мать, сын, дочь, жена — прим.).

Эти слова Мидраша вызывают удивление. Почему за свою богобоязненность, Аарону выделили именно эту заповедь, а не заповедь отделять труму — долю урожая (которую приносят коэну)? Почему он удостоился именно заповеди, касающейся мертвых? Мне кажется, что здесь следует вспомнить толкование наших мудрецов[3], да будет благословенна память о них, на стих: «Союз Мой был заключен с ним, жизнь и мир. И дал Я ему для страха, и боялся Меня, и трепетал он перед именем Моим»[4]: «Союз Мой был заключен с ним, жизнь и мир» — ведь Аарон постоянно стремился устанавливать мир между евреями. «И дал Я ему из-за страха, и боязни предо Мной» — он принимал слова Торы с боязнью и трепетом, в дрожи и поте. И еще знай, что мудрецы сказали[5]: Когда народ Израиля поднимается, его лидеры поднимаются с ним. А когда опускается, его лидеры опускаются с ним (имеется в виду духовный подъем — прим.).

Притча.

Когда полководец ведет армию в бой и побеждает, то все солдаты заслужат особое благоволение царя и сам полководец тоже будет у царя в почете. Но если армия терпит поражение, то и полководец будет унижен.

Так и сыны Израиля. Когда они находятся на своей земле, земле Израиля, есть Храм, и они поднимаются духовно в служении Б-гу, то им нужны и предводители — царь, министры, первосвященник, судьи, полководцы и т.д. Но теперь, когда мы находимся в изгнании, и нет у нас Храма, то нет у нас и предводителей. Нет ни первосвященника, ни пророка, ни министра, ни судьи. Теперь разберем: так ведется у министров, которые получают вознаграждение от царя, пока они ему служат. Тогда они питаются, одеваются и пользуются украшениями, золотом и серебром за его счет. Но когда министра освобождают от должности, он должен оставить все, принадлежащее царю, во дворце. Однако если министр был богат и приобретал все за свой счет, то конечно, покидая дворец, он имеет право все забрать с собой.

Смысл этой притчи в том, что как уже было сказано, Всевышний дал величие предводителям народа Израиля ради народа. Поэтому после разрушения Храма все величие их пропало. Нет больше пророков и царей. Нет больше 24 видов подарков, которые приносили остальные евреи коэнам. Поэтому мудрецы и сказали, что заповедь не оскверняться духовно от контакта с мертвым, осталась у Аарона и после разрушения Храма. Ведь заповедь не связана с тем положением, в котором находится народ, а за его личную заслугу, за его великую богобоязненность. А потому эта заповедь осталась с ним навечно, даже после того, как Храм был разрушен. И это то, что сказано: «В заслугу трепета Аарона перед Всевышним, он удостоился того, что ему был посвящен закон Торы, который действителен для него и всех его потомков до конца дней». Аарон был очень богобоязненным, и ему не требовалось ходить в дом скорбящих об умершем, чтобы напоминать себе, что он смертен (В Талмуде[6]мудрецы советуют тому, кого обуяло дурное начало, вспомнить день смерти — прим.). Поэтому сказано: «Союз Мой был заключен с ним, жизнь и мир» — не оскверняться от мертвого тела. Жизнь — это противоположность смерти, а мир — это состояние соединения между душой и телом (соединение — жизнь, разъединение между ними — смерть — прим.). А причина того, что дар этот был дан навечно: «И дал Я ему из-за страха, и боязни предо Мной» — его богобоязненность, а не нужды его поколения. «Перед именем Моим склонится он…» — это качество никогда не прервется у его потомков.

[1] Мидраш Ваикра Раба 26:6

[2] Теилим 19:10

[3] Мидраш Ваикра Раба 3

[4] Малахи 2:5

[5] Мидраш Шмот Раба 42

[6] Брахот


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…