Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разве может человек оправдаться перед Б-гом?

Неожиданное открытие, что человек, стоящий перед ними — Йосеф, так их потрясло братьев, что все их объяснения просто исчезли. И это имели в виду мудрецы, сказав: «Горе нам в день Суда…». Все это поможет нам понять сказанное: «Разве может человек оправдаться перед Б-гом?!»[1][2]

Притча.

Один бедняк пришел в лавку, чтобы купить одежду. Он поинтересовался у продавца, сколько стоит выбранная им вещь. Продавец ответил, что эта вещь стоит двадцать монет. Бедняк сказал: «А мне кажется, что эта вещь стоит не больше десяти монет». Продавец поклялся, что сам купил эту одежду за двадцать монет, и что он ничего на ней не заработает. Бедняк высыпал из кармана все свои деньги, и сказал: «Вот все, что у меня есть. Возьми это». Продавец пожалел его, и отдал ему одежду за ту сумму, которая у него была. Дома бедняк рассказал домашним, что продавец дал ложную клятву: сначала назвал одну цену, а потом согласился отдать одежду по более низкой цене. Домашние ответили: «Глупец! Разве он согласился взять у тебя то, что было, из-а того, что одежда на самом деле стоила меньше? Просто он пожалел тебя, и согласился продать одежду себе в убыток!»

Смысл этой притчи понятен: «Разве может человек оправдаться перед Б-гом?!» — разве человек служит Ему так, как должно? «Ведь (даже) служителям Своим (ангелам) не доверяет…»1, а уж, тем более, человек. Все же Он принимает наше скудное служение, так как знает, что мы настолько скудны, что не способны на большее. И можно подтвердить это с помощью притчи.

Притча.

Один заимодавец вызвал своего должника в суд, с требованием выплатить долг — значительную сумму. У должника были деньги, чтобы заплатить, но он искал уловки, чтобы уклониться от выплаты. Он посоветовался с друзьями, и те порекомендовали ему: «Ты не сможешь просто сказать, что у тебя нет денег, чтобы заплатить. Тебе следует поклясться, что у тебя нет денег!» Должнику этот совет понравился, и он поспешил отправиться на суд. Он велел запрячь ему самую лучшую карету и приготовить богатые одежды, чтобы произвести впечатление. Когда его жена увидела, что он делает, набросилась на него: «Глупец! Для чего ты сейчас пытаешься показать всем свое богатство?! Ведь это тебе только навредит на суде! Если судья увидит тебя разодетым, как князь, ни за что не поверит, что у тебя нет денег и нечем выплатить долг!»

Так и здесь. Мы должны делать много для служения Всевышнему, но мы пытаемся (в молитве, не быть гордыми, ощущать величие Творца, автор как бы дает добрый совет — прим.) показать ему, что скудны и бедны духовно, и не в состоянии достигнуть такого высокого уровня служению Ему, какого следует. Для этого, когда мы стоим перед Ним в молитве, должны представать с сокрушенным сердцем, в смирении и стыде от того, что не можем служить Ему как должно. На это намекает наша святая Тора в стихе: «И не поднимайся по ступеням к моему жертвеннику»[3]. А мудрецы дали намек: «Пусть не молится человек на высоком месте… так как не подобает возноситься перед Б-гом».[4]


[1] Иов 4,17

[2] Иов 4,18

[3] Шмот 20,23

[4] Брахот 10,2, Шульхан Арух 91,1

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…