Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Яаков задержался у Лавана очень долгое время, и возвращался домой с огромным стадом крупного и мелкого скота. Он не хотел, чтобы Эйсав увидев это, стал завидовать тому, что благословения отца сбылись.

«И послал Яаков впереди себя вестников к брату своему Эйсаву: у Лавана жил я и задержался доныне, и стали у меня быки, и ослы. и вот посылаю я сообщить господину моему, чтобы найти милость в глазах твоих»[1].

Многие комментаторы обратили внимание на фразу, включенную в послание Эйсаву: «У Лавана жил я», и разъясняли, для чего Яаков это сделал. И дальше он говорит: «И стали (eauhu) быки.». Эта фраза вообще непонятна. В Торе подобным образом говорится только о чем-то новом, что появилось в мире, как например, «И стал (eauhu) свет»[2], или о каком-то новом событии. Но о новом приобретении так не говорится, и Яакову следовало бы сказать: «И у меня есть быки…». Мне кажется, что для понимания этого следует сначала задать важный вопрос: почему Яаков думал, что обретет милость в глазах Эйсава, рассказав ему о своем большом богатстве?! Ведь это, наоборот, должно было привести к зависти со стороны Эйсава, ведь это богатство доказывало, что благословения Ицхака, которые Яаков забрал у Эйсава, выполняются. Следует вспомнить то, что уже говорилось ранее о двух видах провидения Б-га в мире: естественный путь и чудесный. Мы уже доказывали, что когда Яаков был вынужден бежать от Эйсава в другую страну, Ицхак дал ему благословение Авраама, то есть, благословил его, чтобы Б-г вел его путем, которым вел Авраама до его благословения — чудесным путем. И теперь можно понять при помощи притчи.

Притча.

Если бедный человек отправится за заработком в другую страну, и за несколько лет ему удастся заработать и скопить большое богатство, то мы скажем, что он нажил его естественным путем. Но если он вернется домой богатым за короткое время, то мы будем считать, что Всевышний сделал ему чудо — ему подвернулась драгоценная находка, и т.д. А еще может произойти так, что человек уехал, несколько лет пытался заработать денег, но у него ничего не получилось. Он уже собрался вернуться домой ни с чем, но вдруг в последний момент Всевышний послал ему огромное богатство. Когда этот человек вернется домой, люди, не зная обстоятельств, решат, что он разбогател естественным путем — трудился или торговал и скопил за эти годы большую сумму. Этот человек обязан рассказать людям, что произошло на самом деле, и как он в действительности разбогател, чтобы люди не захотели последовать его примеру и ехать в дальние страны, думая, что обязательно разбогатеют, а знали, что этого может не случиться, и чтобы не надеялись на чудо.

Смысл этой притчи в том, что Яаков задержался у Лавана очень долгое время, и возвращался домой с огромным стадом крупного и мелкого скота. Он не хотел, чтобы Эйсав увидев это, стал завидовать тому, что благословения отца («…от росы небесной…»181) сбылись с Яаковом. Ведь на самом деле богатство Яакова пришло к нему чудесным образом, как мы уже объясняли выше, и Яакову было важно уведомить Эйсава, что все, что он приобрел, не было приобретено естественным образом, благодаря благословению Ицхака, а только чудом. Ведь все время, пока он жил в доме Лавана, он ничего не заработал, и не было бы у него ничего «…если бы не Б-г Авраама… то сейчас отправился бы я пустым…»[3][4]. Значит, все богатство Яаков приобрел чудом, а потому у Эйсава нет повода его ненавидеть из-за полученных благословений. И это и говорит Яаков: «Так скажите господину моему Эйсаву, так сказал раб твой… с Лаваном жил я, и задержался до сих пор»[5] — задержался зря. Но: «…и стали у меня быки и ослы» — а только теперь я чудесным образом разбогател. Как мы уже писали выше: «…мучение мое… и рассудил вчера». Все мое богатство не от благословений, а благодаря чуду, поэтому: «…и послал я сказать моему господину, чтобы найти милость в твоих глазах»[6].


 

[1] Берешит 32:4-6

[2] Берешит 1:3

[3] Берешит 27:28

[4] Берешит 31:42

[5] Берешит 32:5

[6] Берешит 32:6

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…