Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Повторы глаголов в недельной главе представляют собой разные причины, по которым Яаков покинул Беэр-Шеву

«И вышел Яаков из Беэр Шевы, и пошел в Харан»[1].

Многие комментаторы пытались понять, зачем нужны были повторы — «и вышел», «и пошел».

Написано в Мидраше[2]: «Отсюда мы учим, что когда праведник покидает место, это оставляет след».

Мне кажется, что два эти слова означают две причины, по которым человек отправляется из одного места в другое. Человек отправляется в путь по двум причинам, — потому что должен попасть в место назначения, или, потому что ему надо покинуть место отправки. Слово «и пошел» представляет первый случай — желание достигнуть пункта назначения, ведь в этом случае главное — достигнуть цель, а уход является вторичным фактором. А слово «и вышел» представляет второй случай, когда главное — не попасть куда-то, а покинуть место, в котором человек находится. У нашего праотца Яакова были обе причины отправиться в путь. Во-первых, он должен был бежать от Эйсава, а во-вторых, он должен был отправиться в дом Лавана, чтобы жениться. И сказали му — дрецы[3]: «Одним приходится идти за своей парой, а к другим их пара приходит сама». Невеста Ицхака прибыла к нему, а Яакову надо было самому отправляться за невестой. Поэтому для него одинаково важны были и покидание дома, и прибытие в дом Лавана. Поэтому в стихе упоминается и то, что Яаков вышел из Беэр Шевы, и то, что он пошел в Харан.

Написано в Мидраше[4]: Сказал рабби Шмуэль бар Нахман: Яаков сказал: «Песнь ступеней. Вознесу глаза свои к горам (арим), откуда придет мне помощь?»[5]Когда Элиэзер шел за Ривкой, сказано: «И взял раб…» (много подарков), а я не несу ни кольца, ни браслета.

То есть: я смотрю на моих отцов. Авраам, отец моего отца Ицхака, послал раба Элиэзера с большим богатством сватать Ривку. А кто поможет мне? (Слово арим — горы, состоит из тех же букв, что и слово орим — родители. Мудрецы, в соответствии с правилами толкования Торы, видят в этих словах намек на то, что Яаков задумался, из какого источника придет ему поддержка — прим.). «Помощь моя от Б-га, творящего небо и землю». Следует заметить, что в конце своих слов Яаков, да покоится с миром, был полностью уверен, что Всевышний не оставит его — разве я потерял свое упование и надежду на Создателя? — Нет, я не потерял!

Все же, в начале своих слов он как будто сомневается: «Откуда придет мне помощь?» И это удивительно, ведь это выглядит, как будто Яаков боялся и опасался, придет ли к нему помощь, а это черта людей, недостаточно верящих во Всевышнего. Для разъяснения приведем сначала слова пророка: «Обрадуюсь я Б-гу, и будет ликовать душа моя с Ним, ведь одел Он мне одежды спасения и накидкой праведности облек меня»[6]. Непонятно, что такое «одежды спасения» и «накидка праведности». Можно понять это в соответствии с двумя путями, которыми ведет нас Всевышний — естественным путем и чудесным. Известно, что Всевышний не делает чудо, пока достаточно естественного хода событий. Но когда они недостаточны, Всевышний делает великие чудеса. Об этом пути чудес и говорит пророк: «Ведь одел Он мне одежды спасения и накидкой праведности облек меня». Как видно, что это путь чудес? Можно понять это при помощи притчи.

Притча.

Один богач дал своему сыну некую сумму денег, чтобы тот вложил ее в дело и мог содержать семью. Сын не преуспел и обеднел, и жил очень стесненно. Однажды он рассказал о своих проблемах отцу. Отец отругал его: «Чего ты хочешь теперь? Я уже отдал тебе твою долю. А теперь обходись тем, что у тебя есть. Только если тебе вообще не на что будет жить, мне придется взять тебя к себе и кормить с моего стола». Через некоторое время был пожар рядом с магазином сына. Его знакомые поспешили предупредить его, чтобы поспешил спасти свой товар. Но он ответил: «Я предпочитаю, чтобы товар сгорел, ведь тогда я смогу жить у отца и есть с его стола, так как у меня ничего не останется».

Смысл этой притчи в том, что те, у кого естественным путем нет достаточных средств к существованию, пребывают в беспокойстве и отчаянье. Но когда им совсем не на что жить, и нет никакой возможности заработка, они, наоборот, возрадуются и будут благодарить Творца, ведь теперь Он спасет их чудесным образом. И в этом смысл стиха: «Обрадуюсь я Б-гу, и будет радостна душа моя с Ним, ведь одел Он мне одежды спасения и накидкой праведности облек меня». Перед тем, как Яаков отправился в путь, Ицхак благословил его «благословением избавления», чтобы Всевышний вел его путем чудес. Поэтому в пути Яаков проверил себя: считается ли он уже лишенным всего и полагаются ли ему уже поэтому чудеса свыше. Когда он убедился, что у него ничего нет, он укрепил свое сердце и полностью положился на Всевышнего, что Он пошлет ему с Небес вышеупомянутое благословение Авраама. И это то, что сказали мудрецы: «Вознесу глаза свои… откуда придет мне спасение» — Яаков размышлял: быть может, он еще может получить помощь естественным путем. И тогда он сказал: «Элиэзер…, а у меня нет ни браслета ни кольца», то есть, у меня нет ничего. Тогда он сказал: «Кто мне поможет? Нет, я не потеряю свое упование на Создателя!» «Помощь моя от Б-га, творящего небо и землю» — теперь я обращаюсь к нашему Отцу на Небесах и Он поможет мне чудесным путем. Тогда со мной сбудется благословение Авраама. И это то, что сказано в Мидраше: «Вознесу глаза свои к горам…».

«И попал (ваифга) на место»[7].

(Слово ваифга происходит от слова пгиа, у которого два значения: случайно наткнутся и молиться. Здесь мудрецы толкуют это слово в значении молиться, как сказано: «Не проси Меня за них (аль тифга[8]. Этот стих толкуется также как намек на Творца, который является «местом» всего мироздания — прим.)

Написано в Мидраше[9]: На месте (будущего) Храма. Сказал рабби Йеошуа бен Леви: Наши праотцы установили три молитвы. Яаков установил вечернюю молитву — арвит, как сказано: «И попал на место…».

Чтобы понять молитву Яакова, следует сначала вспомнить известный вопрос об исполнении слов Творца. Сказано: «Призови Меня в день бедствия»[10] и «Воззовет ко Мне, и Я отвечу»[11]. Но ведь мы взываем к Всевышнему, благословен Он днем и ночью, умоляем и упрашиваем Его собрать всех евреев со всех краев света и отстроить нам Храм. Но до сих пор еще не было нам отвечено и не были мы избавлены. Более того, ведь Всевышний вопрошает нас через пророка: «Почему пришел Я, но не было никого… Разве не могу Я избавить, разве коротка стала рука Моя, чтобы избавлять, или нет во Мне силы спасти?!»[12]. Попробуем разъяснить это.

Притча.

Сын одного человека провинился и отец выгнал его из дома. Ему пришлось скитаться с места на место. Отец жалел сына и очень ждал, когда он наконец исправится, и вернется, или хотя бы пришлет весть через других, что он сожалеет о своих поступках. Но сын был упрям и не возвращался и не посылал никаких вестей. Однажды, один из жителей города, в котором обосновался сын, приехал по делам туда, где проживал отец. Он вел с отцом торговлю и в разговоре был упомянут сын. Тот человек спросил: «Когда ты вернешь сына домой?» Отец ответил: «Когда он попросит об этом сам или через посланника». — «Если так, то я прошу тебя за него. Разве я не стою десяти посланников?» Отец ответил: «Ты рассуждаешь необдуманно. Я хочу, чтобы сын попросил меня по своему желанию, потому что если он сам станет упрашивать меня, это будет знаком того, что в сердце своем он сожалеет о своем поведении и хочет исправиться. А если его просьба будет передана через посланника, это будет также свидетельствовать о том, что он действительно исправился, ведь он предпринял усилия послать ко мне кого-то. А ты встретил меня случайно, и просишь за него по своей инициативе. Это не то, чего я жду, и не из-за этого я его прощу».

Смысл этой притчи в том, что если бы нашей основной целью в наших молитвах было просить Всевышнего явить Свою Славу и отстроить Храм и Иерусалим, то, конечно, нам было бы скоро отвечено. Но пророк упрекает нас, из-за наших грехов: «Нет взывающего к Тебе, побуждающего держаться за Тебя»[13]. То есть, человек не пробуждается сам просить Всевышнего за униженную Шхину. Есть молитвы, установленные мудрецами Великого Собрания. В них мы просим о пропитании, о прощении, об излечении. Среди этих молитв есть и просьбы о строительстве Иерусалима и Храма, и о возвращении царства к потомку царя Давида. И когда мы просим о своих нуждах, мы упоминаем и эти просьбы (получается, что основная наша цель — это наши собственные интересы, а заодно мы вспоминаем и Его — прим.). Так произошло у Яакова: он прошел святое место по дороге в Харан, не обратив на него внимания. Но когда отдалился от того места, понял, что сделал и подумал: «Разве это правильно, что я прошел то место, где молились мои отцы, а сам не помолился там?» — как упомянуто в словах наших мудрецов про Яакова: «Если бы не прошел там, не посчитал бы нужным молиться». Поэтому его молитва названа словом «попал» — он молился, потому что попал на святое место. И об этом сказали мудрецы, обсуждая стих: «А ты не молись за этот народ… и не проси (аль тифга) Меня за них»[14] — ведь ты не являешься их посланником, они не просили тебя молиться за них. Ты молишься, потому что Я нахожусь с тобой, а раз так, то ты решил помолиться за них. Твоя молитва как бы случайна. Поэтому: «Не проси Меня».


 

[1] Берешит 28:10

[2] Мидраш Берешит Раба 68:6

[3] Мидраш Берешит Раба 68:3

[4] Мидраш Берешит Раба 68:2

[5] Теилим 121:1. Песнь ступеней — песнь, которую говорили левиты, стоя на ступенях, которые вели из Эзрат нашим к воротам Никанора во время приношения жертвы тамид в Храме — прим.

[6] Йешаяу 61:10

[7] Берешит 28:11

[8] Ирмеяу 7:16

[9] Мидраш Берешит Раба 68:9

[10] Теилим 50:15

[11] Теилим 91:15

[12] Йешаяу 50:2

[13] Йешаяу 64:6

[14] Ирмеяу 7:16

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…