Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Еврейская традиция говорит: особенность земли Израиля не только в семи видах плодов, которые насыщают тела, но и в том, что эта земля насыщает души — наполняет их чистотой, праведностью и справедливостью

«И будет, когда придешь ты в землю… И возьмешь первые от каждых плодов. и придешь к коэну… и скажешь ему: “Говорю я сегодня Б-гу твоему, что пришел я в землю, о которой поклялся Б-г праотцам нашим, дать нам”»[1].

Чтобы разъяснить это, вспомним то, что сказал Б-г Моше: «А землю, о которой Я поклялся Аврааму. показал Я глазам твоим, но не перейдешь туда»[2]. Следует разъяснить эти слова. Какое утеше­ние мог получить Моше в том, что увидел землю Израиля? Наоборот, ему должно было быть еще горше!

Но знай, что еврейская традиция говорит, что как особенность земли Израиля в семи видах плодов, которые она дает, и которые насыщают тела, так особенность земли Израиля в том, что она насыщает души — наполняет их чистотой, праведностью и справедливостью. Воздух зем­ли Израиля наполняет мудростью, святостью и дает искупление. Об этом и говорит Тора: «Ведь всю землю, которую ты видишь, от­дам тебе»[3] — речь идет о видении ума, о духовном видении, как, на­пример: «А сердце мое видело много мудрости и знания»[4]. То есть, основа хвалы земли Израиля не в том, что ты будешь есть и пить от ее плодов, но будешь видеть, в чем ее благо, и ощутишь все ее духов­ные особенности. И возможно, это то, что сказал Всевышний Яакову: «Землю, на которой ты лежишь, отдам Я тебе»[5]. Мудрецы учили из этого, что Всевышний сложил всю землю под ним. Получается, что если понимать это буквально, то все города и селения земли в эту ночь висели в воздухе? Но имеются в виду духовные качества зем­ли Израиля. Их Всевышний сложил воедино и поместил там, где спал Яаков. И это то, что сказано Моше: «Поднимись на вершину горы, и подними глаза свои и смотри…»[6].

Притча.

Когда люди хвалят большой магазин известного тор­говца, они не хвалят здание, в котором он находится, а дорогой товар, который там продают. Допустим, что один человек пожелал увидеть этот магазин, но торговец поклялся, что не впустит его внутрь. Когда торговец перестанет злиться на этого человека, и захочет выполнить его просьбу, то, чтобы не нарушить клятвы, сложит образцы своего са­мого дорогого товара в один ларец, принесет тому человеку, и покажет: «Вот магазин, который ты жаждал увидеть!»

Смысл этой притчи в том, что так было и с нашим учителем Моше. Он жаждал ощутить и увидеть духовные силы земли Израиля. Сказал ему Всевышний: «Поднимись на вершину горы, и подними глаза свои и смотри.» — наполни душу свою духовными качествами земли Израиля, и больше тебе ничего не надо. Поэтому действительно в словах: «А землю, о которой Я поклялся Аврааму. показал Я глазам твоим, но не перейдешь туда» есть утешение Моше — больше этого ему и не требуется. Поскольку колено Леви является избранным из всех колен, ведь именно их Б-г выбрал для служения Ему, то им полагается наследовать больше всех. О них сказано: «Счастлив тот, кого Ты вы­брал и приблизил. Будет обитать он во дворах Твоих, насы­щаться будет лучшим дома Твоего, святым Твоего дворца»[7]. Поэтому первые плоды следует приносить коэну, из колена Леви. И это подобно тому, как арендатор обрабатывает землю помещика. Когда он видит первые плоды инжира или винограда, тут же принесет в краси­вом чистом сосуде хозяину. Таким же образом Писание обязало всех жителей земли испытывать благодарность и признать ее в присутствии коэна, ведь он главный в Храме. И то, что сказано: «Говорю я сегод­ня Б-гу твоему, что пришел я в землю, о которой поклялся Б-г праотцам нашим, дать нам.» — это как признание арендато­ром хозяина земли: все принадлежит тебе, и теперь я приношу тебе от твоих плодов. И благодаря этому у нас тоже будут плоды.


[1] Дварим 26:1-3

[2] Дварим 34:4

[3] Берешит 13:15

[4] Коэлет 1:16

[5] Берешит 28:13

[6] Дварим 3:27

[7] Теилим 65:5

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…