Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Святость субботы постоянна, она дается свыше Творцом и, в отличие от святости праздников, не зависит от действий человека, — ведь праздники зависят от месяца, который устанавливается судом

В Зоаре объясняется различие между святостью и святыми собраниями (праздниками). Суббота есть сама раскрывающаяся святость, и об этом сказано: «И храните субботу, ибо свята она для вас».

«Первый раз слово “святость” упоминается в Торе относительно субботнего дня уже в рассказе о сотворении мира… И я получил по традиции, что в том месте, где некое слово упоминается в первый раз, находится корень предмета. Итак, корень святости, что есть в мире — это святость субботнего дня, которая есть установленная и постоянная святость. Всевышний установил в Своем мире особое время для благословения и святости, благословив и освятив его» (раби Цадок аКоэн).

Более того, сама заповедь «будьте святы», максимальное совершенство человека, означает освящаться святостью субботы.

«Буква ש (шин) соответствует трем святостям: святости Всевышнего, святости субботы и святости Израиля»

Святость субботы постоянна, она дается свыше Творцом и, в отличие от святости праздников, не зависит от действий человека, — ведь праздники зависят от месяца, который устанавливается судом. «Все вопросы освящения нового месяца для установления точной даты праздников переданы суду. А причина того, что праздники, в отличие от субботы, переданы Израилю в том, что Всевышний установил один день и не оставил его в руках обитателей нижнего мира. Тайна субботы… скрыта и спрятана, и поскольку она в скрытом месте, обитатели нижнего мира не могут постичь много. И потому Всевышний установил один день. Что не так по отношению к праздникам: там люди постигают больше, и потому определения времен переданы им. И сказали: Если освятил его (новый месяц) суд — освящен, если нет — не освящен. Ибо это так: то, что передано нижним, если они не пробуждаются сначала внизу, то и наверху не пробуждается эта энергия, и те свечения, что должны светить, — не светят, ибо пробуждением снизу пробуждается наверху, как написано в Зоаре» (Рамхаль).

Вся святость праздников укоренена в святости субботы, ибо в ней заключается источник святости, нисходящей свыше: «Суббота есть корень всех праздников, которые были освящены. И если бы не освятилась суббота, то и праздников не было бы, как установили в молитве: “…Освящающий субботу, Израиль и времена”, — если бы не суббота, не было бы освящения Израиля, и Израиль не мог бы освящать времена… и потому Он начал с субботы, которая есть корень всего».

«Помни и храни в одном речении» — такова внутренняя форма субботы, и такова же суть святости: три аспекта — «освящайтесь», «будьте святы» и «ибо свят Я». Святость ведет к воздаянию, она — подобие Грядущего мира, мира святости; это отделенное от материального бытие. Его суть — вечное приобщение к Творцу, день, который весь — суббота.

Когда мы говорим о Грядущем мире, речь идет не о мире душ, но о мире воскрешения. Это великое обетование, когда форма человека будет восполнена и в душе, и в теле, и то же относится ко всему мирозданию во всех его деталях. Грядущий мир есть источник качества святости, включающего в единстве своего совершенства, в высшем приобщении, душу и тело. Вся реальность святости в нашем мире есть подобие той высшей святости: «“Я Господь, освящающий вас” — в Грядушем мире, в подобии святости субботы в материальном мире, которая напоминает святость Грядущего мира» (Мехильта).

***

«Суть святости — двойная, ее начало — служение, а конец — воздаяние» (Месилат йешарим). Святость есть полнота двойственности, приведение в соответствие двух миров — мира служения и мира воздаяния. Но ведь в этом заключается и суть субботы: ее деяния двойные, приведение в соответствие между субботой в нижнем мире и ее корнем, днем, который весь суббота.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…