Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Евреи начинают дожидаться субботы и предвкушать ее уже с окончания субботы предыдущей

«Злодей Турнусруфус спросил раби Акиву: Чем отличается этот день от других? Сказал ему: Чем отличается этот муж от других? Сказал ему: Что я сказал тебе, и что ты сказал мне? Сказал ему: Ты мне сказал: чем отличается этот день от других? Какая разница между субботой и другими днями? А я тебе сказал: Чем отличается этот муж от других? Какая разница между Турнусруфусом и другими мужчинами? Сказал ему: Разница в том, что царь пожелал воздать мне почет. Сказал ему: Ей (субботе) — Всевышний тоже пожелал воздать почет» (Берешит раба 11).

Ответ раби Акивы на вопрос Турнусруфуса выглядит странным. Разве в этом смысл великого достоинства субботы, «что Всевышний пожелал воздать ей почет»? Но в подтексте вопроса того злодея — даже если он не имел этого в виду — заложено удивление: в чем возвышенность этого дня, который был последним в процессе творения, и не было сотворено в нем ничего нового? Почему этот день, у которого нет ничего от себя, но лишь то, что дают и воздействуют на него, выше других дней? Ответ раби Акивы, записанный на все будущие поколения, учит нас следующему: Подобно тому, как не можем мы постичь глубину воли Всевышнего создать низменный материальный мир действия, так не можем мы постичь достоинство этого дня. Мы только знаем, что желание Всевышнего в мире — чтобы Его присутствие было в нижнем мире, чтобы Его слава поднялась именно из нижнего мира, который выглядит самым низменным из всех. Для этого Он эманировал, сотворил, создал и сделал все миры.

Так и суббота, «которой Всевышний пожелал воздать почет», и потому она возвышается надо всем во главе.

«И, кроме того, что запрещено нам осквернять святость, которая излучается (в Творение) в этот день, как мы упомянули, нам еще заповедано почитать эту святость через “субботнее наслаждение” (онег шабат), почитание Шабата при его наступлении посредством Кидуша и при уходе посредством Авдалы и других элементов, опирающихся на следующий общий принцип: удержать нас на уровне, соответствующем получаемой в этот день святости, и почитать этот великий дар Благословенного. Ибо суть этой святости в великой близости к Всевышнему и в большом приобщении к Нему» (Рамхаль, Путь Творца 4:7).

Выяснилось, что суть почитания — слияние и смешение отношения близости — любви, и отстранения — страха в одно совершенное отношения уважения. Это должно проявляться и в разуме, и в эмоциях. Таково правильное отношение к субботе — по уровню получаемой в этот день святости и великой близости к Всевышнему.

Евреи начинают дожидаться субботы и предвкушать ее уже с окончания субботы предыдущей. Они отсчитывают дни до нее и готовят к субботе все, что могут. Они принимают на себя святость субботы еще засветло, отстраняясь от материальных работ и освящаясь ее святостью. Со страстным желанием, песнями и гимнами, они выходят навстречу субботе.

Но когда она спускается с вышних высей, чтобы распростереть свои крылья над всем мирозданием, их охватывает страх, и стыд покрывает их лица — а вдруг недостойны они ее?! Так из возвышенного страха они еще до наступления ночи стараются исправить свои деяния и вернуться к Творцу.

Слава Царю Царей приходит только от служения человека. Так и почитание субботы приходит от человека. О нем сказано: «Всё положил Ты ему под ноги ему». Он властвует над всеми сокровищами мироздания и своей мудростью развивает его для своих нужд; он строит в будние дни свой дом, свой бизнес и другие свои дела. В этот же день он отстраняется от всех будничных работ, рвет связь со всякой материальной реализацией своей воли и стремления. Он оставляет все свои дела, в каком бы состоянии они ни находились, несмотря на опасение убытка и ущерба. Он принимает на себя власть Всевышнего и посвящает все свое бытие свидетельству о царствовании Творца в мироздании.

Вот как великие мужи Израиля жертвовали собственным достоинством ради почитания субботы: «…Даже если он — важный человек, и обычно не покупает на рынке и не принимает участия в домашних делах, он должен делать какие-то действия для приготовления к субботе собственноручно. Так поступали мудрецы древности: кто-то колол дрова, чтобы варить на них на субботу, кто-то жарил мясо или скручивал фитили для свечей, а кто-то шел за покупками для субботы… И каждый, кто умножает подобные дела, достоин похвалы!» (Шней Лухот аБрит).


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…