Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все действия, которые человек делает для субботы, должен делать расторопно, бегом

Расторопность

«Все действия, которые человек делает для субботы, должен делать расторопно, бегом. И как получает награду за действие, за проворную и скорую подготовку к субботе, так получает награду за отказ от действия, то есть — за немедленное прекращение работы, когда приходит время…»

Следует поразмыслить об этом: качество расторопности, зажигающее, как огонь, служение святого народа, когда они подходят к этому дню — для чего оно?

«Начало вступления человека в служение Творцу должно быть в спешке, как это было при выходе из Египта» (Цидкат аЦадик). Именно спешка помогла нашим предкам спастись от погружения в рабство раствора и кирпичей. Так в каждый канун субботы евреи избавляются от 39 будничных работ, отдаляются от них быстро и расторопно, чтобы принять лик субботы — первый оттенок.

«Человек должен всегда пытаться бежать навстречу еврейскому царю» (Брахот 58). Такой бег чем-то подобен принятию лика Царя-Машиаха в будущем (Раши). Поэтому при наступлении святого дня евреи бегут, чтобы принять лицо царицы-субботы — второй оттенок.

«Человек всегда, и даже в субботу, должен бежать, чтобы выполнить заповедь» (Псахим 4). «Ибо расторопность — это качество великого совершенства, и природа человека препятствует ему. Но тот, кто пересиливает себя и реализует это качество, как может, в Грядущем удостоится его на самом деле, и Творец даст ему расторопность в награду за то, что он стремился к нему во время своего служения» (Месилат йешарим 7). Качество расторопности имеет своим корнем стихию святого огня; это тот огонь, реальность которого выше материи. Он бессмертен, его источник — из мира Грядущего. Но в канун субботы, когда занимается свет этого дня, дня, который весь — суббота, разгорается этот святой огонь в страстных сердцах святого народа.

«Таков был обычай раби Йеуды сына раби Илаи. В канун субботы приносили ему таз, полный горячей воды. Он омывал лицо, руки и ноги, закутывался в одежды, снабженные кистями, и был подобен ангелу Господа Воинств» (Шабат 25) — третий оттенок.

Хорошо благодарить Господа

Этим отрывком из Псалмов принимает народ Израиля лик Субботы. Эта благодарность относится к служению Царствования, она включает в себя всю признательность человека за все мироздание со всем, что его наполняет, вплоть до того дня, который весь — суббота. В тот день все будут благодарить и прославлять Творца.

В субботу усиливается составляющая прославления и благодарности в молитве. В признательности есть два аспекта: признание долга и благодарность за получение совершенства. Поэтому признательность существует в двух мирах: в мире недостатка и в Грядущем совершенном мире, который весь — суббота: «Все молитвы отменяются в Грядущем, а благодарность не отменяется никогда» (Мидраш Шохер Тов).

Выше объяснялось, что признательность — цель сотворения человека. Поэтому евреи называются יהודים, от слова הודיה, и еврея отличает, прежде всего, соблюдение субботы. Ведь в соблюдении субботы содержатся оба аспекта признательности: основа веры — признание обязанности по отношению к Творцу, и благодарность за совершенство, за то, что Он дал нам все. «Песнь на день субботний: Хорошо благодарить Господа…» (Псалмы 92).


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…