Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Возвышая голос за рамки необходимого по закону, человек демонстрирует недостаток веры

Теперь мы приступим к объяснению вопроса, который мы представили в начале данного размышления: о противоречии между обязанностью молиться шепотом и достоинством молитвы-вопля. Вначале постараемся понять простой смысл этого вопроса, а затем займемся его внутренним содержанием.

Объяснение Мабита: постоянная молитва произносится шепотом, но во время беды необходимо возопить

«“Тот, чей голос слышен при молитве, — маловерующий. Возвышающий свой голос в молитве — из лжепророков” (Брахот 24). Раши: “Потому что он показывает, будто Всевышний не слышит его молитвы, произнесенной шепотом”. Но есть противоречие: мы находим во многих местах молитву во весь голос, с воплями и криком, например “И возопил Моше к Г-споду по поводу жаб”, “И возопил Моше к Г-споду, говоря: Б-г, умоляю, излечи ее”, и т.п. В качестве разрешения этого вопроса мы можем сказать, что упорядоченные молитвы, произносимые каждый день, не в час беды, не следует говорить громким голосом, поскольку возможно иметь правильный внутренний настрой и читая их шепотом. Но молитвы, которые произносят во время беды и страданий, человек не может проговаривать спокойно, поскольку он страдает, и потому он кричит их громко и вопиет, указывая тем самым, что он испытывает страдание и некому спасти его, кроме Всевышнего» (Мабит, Бейт Элоким 6).

Молитва может быть совершена только через речь, как объяснено выше. Но по самой сути молитвы для этого не требуется громкий голос. Возвышая голос за рамки необходимого по закону, человек демонстрирует недостаток веры. За исключением случая, когда его громкий вопль выражает сам факт, что человеку сильно недостает чего-то, «что он сильно страдает, и некому спасти его, кроме Самого Всевышнего». В этом случае вопль присоединяется к самой молитве как таковой, выражая глубину недостатка молящегося и величину его страдания.

И, напротив, здесь нам открывается глубина веры и упования молящегося. Ведь этот вопль — выражение полной зависимости человека от Творца, в уверенности, что только Он может спасти его. Этот вопль, прорывающийся со всей силой из глубины сердца, может разорвать суровый приговор, как написано в Гемаре: «Сказал раби Ицхак: Четыре вещи разрывают суровый приговор человеку… вопль, как написано: “И возопили к Г-споду, когда были в беде, из их злоключений выведет Он их”.»

Размышляем о глубоком смысле вещей

«Ибо молитва имеет место, когда верит человек во Всевышнего, что Тот выполнит его просьбу, а вера в Него связана с высшей скрытой ступенью. И в этом основа веры, ибо верующий в Него достигает этой скрытой ступени… Совершенная вера в том, что человек прилепляется к вере во Всевышнего до этой высшей скрытой ступени. А тот, кто делает слышным свой голос во время молитвы, не достигает этой ступени. Ибо тот, чья молитва слышна другим, слышим и открыт, а всякая открытая вещь не прилепляется к высшей ступени, ибо высшее скрыто…» (Нетив аАвода 2).

Попытаемся понять эти слова Маараля.

Молитва совершенного праведника — в мысли

Мысль есть действие чистой души, она относится к духовному миру, отделенному и изолированному от факторов мира материальности.

Душа эта находится в вышних высях, и зло не имеет к ней доступа. Она скрыта в своих тайниках, проживает свою мудрость и разум внутри себя, причастна и приобщена к Творцу. Она скрыта и спрятана, но не утаена от обладателя Грядущего мира, который в своей праведности прилеплен к ней.

Уровень такого праведника — чистая духовность. И молитва его также интеллектуальна и не требует речи: «Если он — полный праведник и чистый разум, то Всевышний слышит, даже если он взывает к Нему только в сердце» (Маараль). Он причащен к высшей ступени, в нем его реальность. Он возвышен над речевым разумом, над тем аспектом, что спускается для выражения через тело.

Молитва человека в речи, но возвышает его вера

Каждый человек, который не достиг такой ступени, должен молиться вслух, — ведь именно это выражает его сущность, бытность его состоящим из души и тела. Но силой своей веры он способен прилепиться к той высшей ступени. В этом суть веры: прилепление и приобщение с беспрекословной преданностью к превознесенному Сущему, сокрытому и непознаваемому.

Выражением такой веры становится молитва шепотом. Молитва скрытой речью, утаенным речением. Когда человек встает молиться и произносит свою молитву шепотом, он тем самым выражает уверенность, что его речения, не слышные в материальном мире, слышны перед Творцом. Это возвышение молящегося за границы мира материи, выше потребности в органах речи и слуха. Здесь выражается вера в то, что неслышный голос будет услышан. Восприятие и признание, что явный мир материальности есть противоположность того скрытого мира. Как сказано в Зоаре: «Тот, кто молится громко, так что слышно другим, — его молитва не будет услышана».

То, что слышно здесь — не слышно там. То, что произносится здесь шепотом, там вопиет.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…