Из цикла «Законы периода 17 Тамуза—9 Ава», темы: Пост, 17 Тамуза, Бейн аМецарим, Лейб Нахман Злотник, Траур по Храму, Музыка, Месяц Тамуз, Стрижка, Благословение Шеэхеяну
1. Законы, связанные с тем, что этот период неблагоприятен для еврейского народа.
Желательно не подвергать телесным наказаниям детей и учеников. Не следует посещать «опасные места»: бассейны, пляжи, участвовать в походах. Желательно не выходить в безлюдные места с четвёртого по девятый временные часы, что по нашему времени примерно с 10:30 утра и до 4:30 дня. Операции и другие виды медицинского вмешательства, которые можно отложить на период после 9 ава, желательно отложить.
2. Свадьба и музыка.
Члены ашкеназских общин не женятся с 17 тамуза, а сефарды, в основном, с новомесячья ав. Ашкеназу разрешено участвовать в свабедном веселье сефардов. Знакомства с целью брака — שידוכים, помолвки — אירוסין разрешены, даже с праздничными трапезами.
С 17 тамуза не слушают музыку, не устраивают танцы и пляски. Музыкой считается не только «живое» исполнение, но и радио, кассеты, диски и т.д. Разрешено слушать песню, исполняемую без музыкального сопровождения, но петь самому нежелательно. Пение, которое приводит к святости, единению с Творцом — разрешено. Детям не запрещено петь. Уроки музыки как средство заработка разрешены, но домашние упражнения ученика, если в этом нет острой необходимости, желательно запретить. Музыканту ашкеназу в целях заработка можно выступать на сефардской свадьбе.
3. Праздничные трапезы.
Разрешено устраивать трапезу «семи благословений» — שבע ברכות после 17 тамуза для тех, кто женился до этого периода. Трапезы по случаю обрезания, бар-мицвы, выкупа первенца, новоселья, завершения трактата также разрешены, но без музыкального сопровождения.
4. Благословение «שהחיינו» .
С 17 тамуза не принято благословлять «שהחיינו» — «Благословен Ты и т.д., что дал нам дожить до этого времени» — на новые вещи и плоды. Разрешено благословить «שהחיינו» на плод, который будет невозможно найти после 9 ава. В новомесячье ава и во все субботы ава разрешено благословлять «שהחיינו». (Однако по мнению Аризаля это нежелательно). «שהחיינו» на заповеди, например, на обрезание, выкуп первенца, омовение гера в микве, благословляют. В случае, если человек забыл, что «שהחיינו» запрещена, и благословил на новый плод «Создающий плод дерева», а затем вспомнил о запрете благословлять «שהחיינו», — произносят «שהחיינו». Благословения «Агомель» и «Атов ве-Аметив» в месяц ав произносят.
5. Строительство, ремонт, посадки.
Многие уже начиная с 17 тамуза не белят, не красят, не строят, если в этом нет особой необходимости; не сажают декоративные растения ради наслаждения и увеселения.
6. Стрижка и бритьё.
Ашкеназские евреи с 17 тамуза не стригутся и не бреются. В большинстве сефардских общин стрижка и бритьё разрешены до той недели, на которую приходится 9 ава, хотя некоторые сефарды также не стригутся и не бреются с 17 тамуза. Запрет стрижки касается как мужчин, так и женщин, и включает все волосяные покровы. Запрещено профессионально укладывать и укорачивать парик, но расчёсывать его разрешено. Если усы и борода мешают есть или пить, разрешено их подстричь. Для медицинских нужд стрижка и бритьё разрешены (например, чтобы очистить место для операции). Человеку, который из-за траура по близким родственникам не стригся и успел сильно обрасти, а период его личного траура заканчивается после 17 тамуза так, что он не имеет возможности постричься до 17 тамуза, разрешено постричься по истечении его личного траура.
Родителям ребёнка, которому делают обрезание в один из дней с 17 тамуза до той недели, на которую приходится 9 ава, в честь обрезания разрешено стричься и бриться с вечера, предшествующего дню торжества. Это разрешение распространяется также на сандака и на моэля. Если обрезание происходит в ту неделю, на которую выпало 9 ава, даже людям, имеющим к обрезанию самое прямое отношение — בעלי ברית, запрещено стричься и бриться. В годы, когда 9 ава выпадает на субботу и, согласно закону, пост переносится на следующий день, по некоторым мнениям, уже в неделю, предшествующую 9 ава, запрещено стричься и бриться в честь обрезания, даже причастным к бриту.
Юноше, тринадцатилетие — бар мицва которого приходится на период с 17 тамуза до той недели, на которую выпадает 9 ава, по некоторым мнениям разрешено стричься, а другие раввины это запрещают. В саму неделю, на которую приходится 9 ава, по всем мнениям стрижка запрещена.
По некоторым мнениям, стричь детей запрещено так же, как и взрослых, а другие раввины разрешают стричь детей до шести лет, за исключением той недели, на которую приходится 9 ава. Первая стрижка «халаке» разрешена по всем мнениям до той недели, на которую выпадает 9 ава.
7. Покупки.
С 17 тамуза принято не покупать вещи, вызывающие особую радость. Одежду, на которую не благословляют «שהחיינו», такую, как бельё, сорочки, носки, чулки и т.д., разрешено приобретать и одевать до начала месяца ав.
Все законы и обычаи, упомянутые выше, вступают в силу с вечера, который наступает после дня 16 тамуза.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти