Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда человек собирается предстать перед Всевышним в молитве и просить его, он должен почувствовать, что обязан сделать что-либо — нельзя оставаться на месте.

Сказано в начале главы (Брейшит 44:18): «И подступил к нему Йеуда и сказал: мой господин, сейчас будет говорить раб твой слово в уши господина моего, и пусть не воспылает гнев твой на раба твоего, ибо кто как ты, как Паро».

«Ор аХаим» задает вопрос: ведь Йеуда уже и прежде находился около Йосефа, что значит фраза «Йеуда подступил к нему»?

«Ор аХаим» поясняет, c точки зрения простого смысла, Йеуда подступил к нему еще ближе, объясняя это тем, что обычно у царей принято, что его окружают придворные и советники, а обращающийся к нему стоит за этим кругом, теперь же Йеуда зашел за этот круг, чтобы подойти к Йосефу еще ближе и говорить с ним наедине, и поэтому сказано, что он «говорил ему в уши».

В другом объяснении, с точки зрения толкования, предложенного «Ор аХаим», он объясняет это тем, что другой человек, относится к тебе точно так же, как и ты сам, относишься к нему, как сказано (Мишлей 27:19): «как вода отражает лицо, так сердце человека к человеку». Поэтому Йеуда постарался обратить сердце Йосефа к себе, чтобы тот приблизился к нему и принял его слова. Для того и «подступил Йеуда к нему ближе», чтобы снискать расположение Йосефа, поэтому в первую очередь, сам стал более доступным и симпатизирующим Йосефу. А для этого Йеуде было необходимо преодолеть себя, поскольку по своей природе, сыны Якова не жаловали язычников.

Однако по-простому, можно пояснить, что Йеуда «приблизился» к Йосефу, прежде чем начать разговор с ним, несмотря на то, что уже до этого находился рядом, из-за того, что чувства человека и его ощущения требуют, чтобы прежде, чем попросить другого о чем-то, человек ощущает необходимость стать «ближе» к тому, к кому обращена просьба.

Принято, что при начале молитвы «шмоне-эйсре» делают три шага вперед. Источником этого обычая является автор «Рокеах», он же в свою очередь объясняет это тем, что мы трижды находим в Торе слово «ваигаш» — «подступил»: «и подступил Авраам», «и подступил к нему Йеуда», «и подступил Элияу».

И, на первый взгляд, это не ясно: ведь как было сказано выше, то, что Йеуда подступил поближе к Йосефу, прежде чем начать разговор с ним, вызвано потребностью человека стать ближе к тому, к кому обращена просьба, прежде чем попросить. Но какое это имеет отношение к молитве, разве человек становится ближе ко Всевышнему, за счет того, что переходит три шага с места на место?

От имени рава Штеймана (да продлит Всевышний его годы в добре и здоровье) приводят: из вышесказанного следует, что три шага вперед — это не причина близости, а ее признак. То есть тогда, когда человек собирается предстать перед Всевышним в молитве и просить его, он должен почувствовать, что обязан сделать что-либо — нельзя оставаться на месте. Необходимо совершить действие способствующие сближению, несмотря на то, что в реальности его действие не приведет к физическому приближению — это выражение желания сблизиться.

Более того, у праотца Авраама и пророка Элияу сознание и так не отвлекалось от связи со Всевышним, но этого им не хватило, и перед молитвой им было необходимо «подступить ближе», чтобы ощутить в обновленной форме, что они должны приблизиться ко Всевышнему!

И более того, праотец Авраам не только находился в постоянном состоянии «представляю себя перед Всевышним постоянно», а прежде чем подступил ко Всевышнему для молитвы, он вообще «разговаривал» с ним, как сказано (Брейшит 18:22): «и Авраам все еще стоит перед Всевышним». Всевышний в это время сообщал ему о своем замысле уничтожить Сдом. Получается, что до молитвы, он получал пророчество, и находился на самом большом уровне близости между Творцом и творением — пророческом откровении, и несмотря на это, для молитвы ему необходимо было «подступить» — еще ближе!

В мидраше (приведен в Бааль аТурим) о стихе «и подступил Йеуда» сказано, что подступил для трех вещей: для войны, для задабривания, и для молитвы (просьбы). Так же, как Раши сказал об Аврааме (Брейшит 18:23): «и подступил Авраам». Там написал Раши: мы находим в Торе, что слово подступил, используется в трех значениях. Для войны — говорить тяжелые вещи, для задабривания, и для молитвы. И для всего этого «подступил Авраам».

И не очень понятно, как можно такое сказать, что Авраам подступил для того, чтобы говорить тяжелые вещи? Кому, Всевышнему!? И ради кого, ради преступников и грешников — жителей Сдома?

Мне кажется, что понимать сказанное Раши нужно следующем образом. Смысл войны — превозмочь противника. Авраам был готов превозмочь Всевышнего настаивая на несправедливости уничтожения праведников и злодеев вместе. Невозможно, «чтобы судья всей земли, рассудил несправедливо». Что такое «задабривание»? Это способность превозмочь себя, и снискать расположение и милость другого. Это то, что Авраам хотел достичь, взывая к тому, чтобы за счет праведников спаслись и злодеи. Таким образом, получается, что это две формы взаимодействия и достижения единства мнений: переубедить другого, превозмогая его мнение. Или наоборот, превозмочь себя, сблизиться, сделать себя доступным, и снискать расположение другого, и таким способом прийти к тому, что твое мнение или просьба будет принята. То же происходило и когда Йеуда приблизился к Йосефу. И наконец, третья форма — это единство. Однако, и единство, в свою очередь, проявляется двумя способами — одинаковостью и равностью, или, наоборот, единством противоположностей.

Вначале, в случае со Всевышним и Авраамом, Йеудой и Йосефом, единство, было равенством и одинаковостью. Всевышний раскрыл Аврааму свой замысел об уничтожении Сдома, поскольку тот, был Отцом народов — нёс отвественность за них, и в этом смысле был подобен Создателю. Но когда Авраам начал просить за Сдом — молиться, здесь произошло единство противоположностей. Молитва — это единство противоположностей: есть тот, кто просит и тот, кто выслушивает, тот, кто дает, и тот, кто получает, Творец и творение, Всевышний и человек. Наподобие этого, Йеуда был равным Йосефу, так как, и тот, и другой, были царями и разговаривали наедине. Но в том, ради чего Йеуда подступил к Йосефу — в просьбе Йеуды к Йосефу отпустить Беньёмина, проявилось единство противоположностей: здесь был просящий, и тот, кого просили. Однако это было до того, как Йосеф раскрыл себя перед братьями. В продолжении главы, после того, как Йосеф раскрыл себя, мы находим, что праотец Яаков первым отправил в Египет Йеуду к Йосефу, чтобы тот, по объяснению Раши, подготовил и освободил место для народа Израиля в земле Гошен, а с точки зрения толкования, чтоб подготовил для него Бейт-Мидраш, откуда будет исходить Учение. Как сказано в стихе (45:28): «а Йеуду послал перед собой к Йосефу, чтобы указывать перед ним в Гошен…». Здесь возникло еще одно единство противоположностей: Йосеф был принимающей стороной, а Йеуда привносящей. Правда здесь это было с обратным знаком, здесь Йосеф был принимающей стороной, тогда как до раскрытия братьям, был дающей стороной.

И так произойдет в будущем, как мы читаем в афторе (отрывок из пророка Йехезкеля), читаемой после недельной главы: «и ты…возьми одно дерево и напиши на нём Йеуда…, и возьми еще одно дерево и напиши на нём Йосеф…, и сблизь их друг с другом в одно дерево, и станут они одним целым в твоей руке… И сделаю их народом единым на земле, на горах Израиля (символ Йосефа), и будет один царь для всех них царем, и не будут они более двумя племенами, и не разделятся более на два царства… и … Давид (потомок Йеуды) царь над ними…, и будут обитать на земле вовек… и завет вечный будет с ними… и буду обитать среди них, и буду им Б-гом, а они мне народом…». Полное единение народа, царя, земли Израиль, и Всевышнего.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…