Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча о крестьянине и дьяконе, которые обменялись одеждой. Как относиться к модным каббалистам?

Рав Шах говорил ученикам: «Вы не получите награду за свою веру — вы и так верите в любую ерунду — в “сипурей цадиким” и тому подобное! Вот я — ни во что не верю! Я получу награду за веру!»
Мир циничен и жесток, в нем почти нет места чуду. Практически все мы в пору советского детства в той или иной степени верили в «нашего» дедушку Мороза, а тот, кто помладше, даже успел на «забугорного» Санту. Потом мы выросли и зачерствели, но тоска по чудесной сказке осталась. Поэтому многие с удовольствием сбегают от реальности — кто в лес, махать деревянным мечом, а кто в путешествие по игровым серверам. А кто-то, вставая на путь, с которого несколько поколений назад сошли предки, начинает открывать для себя еврейскую традицию, и тут же обнаруживает искомую сказочность. Особую прелесть этой сказочности придает то, что она как бы санкционирована «нашей святой религией», т.е. верить в эту сказку можно и даже нужно, и не только самым маленьким детям. Тем более что наивная вера в сказку получила огромное распространение в традиционных и даже в ортодоксально соблюдающих еврейских кругах.
О чем конкретно речь? О псевдоеврейских «религиозных» услугах. О том, что спрос на эти услуги рождает обильное их предложение, которое, как правило, неплохо монетизировано: всевозможные новоизобретенные «сгулот» (приметы, амулеты и талисманы), распространение которых базируется на искренней вере в проходимцев от иудаизма и т.д. Благодаря этим проходимцам растет пропасть, отрезающая многих людей от истинного Знания. Дабы отделить мух от котлет, приведем несколько примеров.

1. Начнем с безобидного. Бытует поверье, что в составе Армии Обороны Изра-иля действует сверхсекретное подразделение старцев-каббалистов: в случае крайней необходимости они вступят в бой — надев на голову «циц» воспарят над землей и уничтожат врагов с помощью молитвы и каббалистических формул.

2. Людям нравится слово «Каббала», вне зависимости от контекста и значения. Говорят, если советоваться с известным каббалистом относительно ведения бизнеса, то успех бизнесу практически гарантирован. Не страшно, что известный каббалист не изучал ни микро-, ни макроэкономику, не разбирается ни в маркетинговых инструментах, ни в финансовых рынках и их показателях — на то он и каббалист, тем более известный. А для того, чтобы почти что гарантировать успех уже в самой ближнесрочной перспективе, можно привлечь известного каббалиста в качестве «партнера по бизнесу», отписав ему 10 процентов всех будущих прибылей.

3. Как-то раз мы с женой поехали в Тверию. В числе прочих там похоронен раби Меир — «Бааль а-нес» («чудотворец») и один из главных фигурантов Мишны. На ближних подступах к его гробнице нашему взору представилось невиданное изобилие всевозможных амулетов, оберегов и красных ниточек на любой вкус. Торговал всеми этими сокровищами красивый человек с длинной седой бородой. Подле него что-то жарилось на противне, источая тонкий аромат. Мне почему-то сразу показалось, что данное благовоние — это канифоль. Мы уж было собирались продолжить движение, но тут-то и началось самое интересное. Какая-то молодая женщина подошла к вос-куривателю канифоли слишком близко и разглядывала его товар слишком долго и пристально. В общем, сама виновата. Он, конечно, приободрился, а затем голосом мягким, но не терпящим возражений, попросил свою жертву показать ему ладонь. Загипнотизированная женщина послушно показала руку. Лик торговца неожиданно стал тревожен: «Ой, какой ужас! Ты умрешь причем очень скоро!» Женщина предсказуемо испугалась. И тогда торговец смягчился: «Тебя еще можно спасти. Купи вот эту святую вещь. Каждый день, проснувшись, бери ее в руку, поворачивайся на месте 7 раз против часовой стрелки и произноси вот эти слова». Женщине хотелось жить, поэтому она вытащила кошелек и без особых колебаний купила спасительное средство.

В 1941 году Брискер Ров (рав Ицхак Зеев Соловейчик) прибыл в Йерушалаим. Когда он шел по городу, его сопровождала небольшая процессия, состоявшая из людей, знакомых с ним по Бриску (Бресту) или прослышавших о величии рава в Торе. В какой-то момент они увидели идущего навстречу человека в раввинском фраке, с красивой седой бородой. Среди сопровождающих рава Соловейчика начали перешептываться: «Кто это? Наверное, какой-то важный рав», — говорили они. «Наверное, не важный», — ответил услышавший их Брискер Ров. Он имел в виду, что «важных людей» очень мало, однако мы слишком привыкли встречать людей по одежке, по внешним проявлениям, и делать поспешные выводы. Именно поэтому все чаще и чаще медиа (в том числе религиозные), четко реагируя на спрос, представляют платформу и легитимацию не только «известным каббалистам», но и всевозможным предсказателям и новоявленным врачевателям человеческих душ, которых они, не стесняясь, именуют раввинами и даже пророками.

Один ребе рассказывал своим хасидам такую притчу: простой крестьянин отправился по делам в город. Добравшись до станции, он свернул в ночлежку, дал монетку и попросил разбудить его, когда подойдет поезд. Нащупал в потьмах топчанчик, скинул одежду и суму, заснул. Рядом лег спать дьякон. Когда подошел поезд, мужика растормошили, он схватил одежду и суму, впрыгнул в вагон и… поначалу не понял, что происходит: все почему-то расступились перед ним, уступили ему место. Оглядев себя, мужик испугался: одет он был как дьякон. Это объясняло отношение к нему людей, но он задумался, чешет в затылке — сомневается: кто же он на самом деле — мужик или дьякон? Он помнил, конечно, что всегда был мужиком, но ведь сейчас он одет как дьякон, и кто знает, не приснилась ли ему вся эта мужицкая биография? Как узнать? «Ежели я диакон, у меня должна быть книга!», — подумал мужик. Он открыл сумку — там действительно лежала книга. «Диакон я! Есть книга-то!», — обрадовался мужик. Но вновь засомневался: «Ежели я диакон, то должон уметь книгу эту читать, а то ведь точно помню, что мужиком будучи, толь во сне, толь на яву, я грамоте обучен не был». Открыл книгу, смотрит на буквы, ничего не понимает. Расстроился: «Нет, никакой я не диакон — мужик простой!» Посидел, подумал еще и понял: «Нет, я диакон, настоящий диакон! А что читать не умею — то не страшно. Никто не умеет читать!» Мудрый ребе говорил о шарлатанах, которые, узурпировали трон своих выдающихся предков — праведников, знатоков и авторов книг, и теперь корчат из себя раввинов, прикрываясь их заслугами. И чтобы заглушить голос совести, они внушают себе, что «никто не умеет читать», в том числе и великие предшественники, а значит, можно и нужно пользоваться ситуацией и ловить наивную рыбку на блесну правдоподобия.

Поэтому позволю себе дать совет. Уважаемые, стремитесь к нормативности и нормальности. Все проверяйте и не торопитесь с выводами. Выберите себе настоящего раввина и ориентируйтесь на его советы и мнение. Выбирайте тщательно. Не верьте на слово непроверенным людям, особенно когда они говорят о сверхъестественном. Избегайте профессиональных чудотворцев, не связывайтесь с «известными каббалистами», даже если они очень известны, потому что тот, кто занимается изучением Каббалы по-настоящему, серьезно (как это и нужно делать), как правило ведет себя более чем скромно, и о нем не говорят по радио и не пишут в газетах, что он «известный каббалист». Опасайтесь подделок!

Из журнала «Мир Торы»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…