Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В какое время предмет получает статус мукце, который сохраняется в течение всего шабата?

3. Что называется перемещением?

Запрет мудрецов относится только к перемещению мукце, но не к касанию его . Тем не менее мы должны остерегаться раскачивать мукце, поскольку и раскачивание называется перемещением. И, приподымая какую-то часть мукце, мы нарушаем запрет, хотя и не перемещаем его целиком. (Если же мы сдвигаем мукце с места, дуя на него, это не называется перемещением мукце.)

4. В какое время предмет получает статус мукце, который сохраняется в течение всего шабата?

Каждый предмет, получивший статус мукце в начале шабата, даже если его положение изменилось в течение шабата так, что он больше не соответствует этому статусу, несмотря на это остается запрещённым для перемещения и сохраняет статус мукце до конца шабата. Наши мудрецы говорят об этом так: «То, что сделалось мукце в сумерки (начала шабата), остается мукце в течение всего шабата» (миго деиткацаи бейн ашемашот ит-кацаи лекуле шабат). Т.е., если запрет мукце возник в сумерки (в начале шабата), предмет продолжает сохранять этот статус в течение всего шабата. И хотя возможно, что какой-то предмет приобретает статус мукце после начала шабата (например, он сделался непригодным к использованию в шабат уже после начала шабата), тем не менее полученный им статус мукце не тождествен статусу того предмета, который сделался мукце в начале шабата. В этом случае мы говорим, что такой предмет перестает быть мукце, если в течение шабата снова становится подходящим для какого-либо использования в шабат.

Примером этого закона является продукт, который не был пригоден для еды в начале шабата (и также не предназначался вообще для еды в течение шабата). С началом шабата такой продукт запрещен для перемещения как мукце мехамат гуфо, которому нет никакого использования в шабат. И даже если в течение шабата этот продукт каким-то образом сделался пригодным для еды, он не лишается статуса мукце, вследствие сформулированного нашими мудрецами правила миго деиткацаи . Однако если продукт в начале шабата был пригоден для потребления, но в течение шабата какая-то причина сделала его негодным для еды, то его запрещено перемещать все то время, пока он непригоден для еды. Но этот запрет аннулируется, и продукт разрешается перемещать, если в продолжении шабата он снова становится годным для еды.

Чтобы к предмету можно было применить принцип миго де-иткацаи, необходимо, чтобы он имел статус мукце в течение всего периода сумерек. Однако если в какую-то часть сумерек — будь то в начале, или в конце, или даже в середине — предмет не соответствовал статусу мукце, мы не относим к нему правило миго деиткацаи, и если впоследствии, в шабат, он стал пригодным к употреблению, то снова разрешается его перемещать.

5. Мукце по причине убытка (мукце мехамат хэсрон кис)

Вещи, которые в силу своей значимости не подлежат никакому использованию в шабат, и их берегут и определяют для них специальное место (где они будут находиться), чтобы их не передвигали оттуда (чтобы не испортить), становятся запрещён-ными к перемещению «по причине (возможного) убытка». Т.е. вещь, предназначенная для совершения (в будни) запрещённого в шабат действия, и которую не используют ни для какой другой цели, чтобы она не испортилась, запрещено перемещать в шабат, поскольку мы полностью отстраняемся от нее в шабат (и даже устанавливаем для ее хранения особое место и т.д.). В данном случае запрет строже, чем в других видах мукце, поскольку эту категорию мукце запрещено перемещать даже для того, чтобы воспользоваться непосредственно самим предметом или местом, которое он занимает (лецорех гуфо умекомо), и тем более, чтобы переместить его с солнца в тень (мехама лецель).

В эту категорию мукце включается товар, который собираются продавать в магазине, и по этой причине не дают выносить из магазина для любого другого использования, чтобы он не испортился, и по этой причине мы в мыслях отстраняемся от него. Таким же статусом обладают важное письмо, чистая писчая бумага, важные деловые бумаги, (которые прячут в будни от посторонних). К этой категории мукце относятся и дорогие предметы, которым отводят особые места и не достают оттуда без нужды, чтобы не испортить их.

Тем не менее не каждый предмет, который стараются не двигать, запрещено перемещать, но только такие, которые не двигают из опасения причинить убыток. Однако если не передвигают предмет по какой-то другой причине, например из-за его тяжести, то перемещать его не запрещено.

Общее определение этого вида мукце — все предметы, от которых мы отстраняемся в своих мыслях, чтобы не потерпеть убытка. Иногда предмет зачисляют в эту категорию потому, что его могут использовать с целями, для которых он не предназначен (а его использование в обычных целях запрещено в ша-бат), а иногда потому, что мы хотим избежать перемещения его в шабат: в обоих случаях мы заинтересованы в предотвращении убытка.

И хотя мы написали выше, что запрещается в шабат выносить товары из магазина, мы имели в виду не все виды товаров, но только те, которые мы и в будни остерегаемся брать из магазина (для наших нужд), чтобы они не испортились. Однако те товары, которые мы также и в будни берем из магазина для собственных нужд, не становятся мукце, поскольку мы не отстраняемся от них в мыслях. Таков же статус находящихся в магазине продуктов: разрешается брать их из магазина в шабат, потому что человек никогда не отстраняется в мыслях от еды.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…