Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Кроме описанных выше, существуют еще два вида мукце. Запрет их перемещения не вытекает из того, что мы отчуждаем их в своем сознании, но мудрецы своим постановлением запретили их перемещение, чтобы предотвратить то или иное нарушение шабата.

Нолад (родившееся)

Нолад, т.е. родившиеся, появившееся на свет заново и не существовавшее до начала шабата, например золу от сожженных неевреем в шабат дров (даже если он сжег их для себя), запрещается перемещать даже для того, чтобы воспользоваться ей или ее местом143. Некоторые утверждают, что и снесенное в шабат яйцо, и надоенное в шабат молоко включаются в эту категорию. Но предмет, который уже существовал до шабата и в шабат только изменился, как например, разбившаяся посуда или кости, отделённые от мяса, хотя есть устрожающие и запрещающие их перемещение в йом тов как нолад, в шабат этот запрет к ним не относят145.

Мукце мехамат исур (по причине запрета)

Кроме описанных выше, существуют еще два вида мукце. Запрет их перемещения не вытекает из того, что мы отчуждаем их в своем сознании, но мудрецы своим постановлением запретили их перемещение, чтобы предотвратить то или иное нарушение шабата. Например, запретили переносить в шабат скамью, из которой выпала ножка, поскольку опасались, что если разрешить перенос такой скамьи, придут к тому, чтобы ее починить. И также запретили перемещать одежду, влажную настолько, что она способна намочить руку (см. выше мелаху отбеливания), чтобы не пришли к выжиманию, нарушив тем самым, запрет отбеливания147. (А если одежда имела такую степень влажности в сумерки, даже если после этого в середине шабата она высохла, ее по-прежнему будет запрещено перемещать, поскольку «то, что сделалось мукце в сумерки…», и следует спросить раввина, см. источники.)

Укца лемицвато (отделённое для заповедей)

Наши мудрецы также придали статус мукце нескольким вещам, предназначенным для исполнения заповедей, назвав их «отделёнными для заповедей». Так в Суккот запретили получать выгоду от покрытия сукки (схаха), от щитов, из которых сделаны ее стены, и от украшений сукки150. Также установили запрет на получение выгоды из остатков ханукального масла151. Этот вид мукце отличается от прочих мукце тем, что в основе его лежит запрет извлечения выгоды, который действует и в будни. И запрещено их перемещать в шабат и йом тов, поскольку сейчас у них нет никакого применения (потому что запрещено извлекать из них выгоду), соответственно, они получают статус мукце мехамат гуфо.

Меватель кли миейхано (выводить сосуд из употребления)

Запретили ставить сосуд под мукце таким образом, что если мукце упадет в сосуд, этот сосуд будет запрещено перемещать. Это называется «вывести сосуд из употребления». Причина запрета в том, что такое действие подобно разрушению сосуда, ибо мы лишаем его функции, к которой он был готов изначально: до сих пор сосуд можно было перемещать, а сейчас, когда внутри него находится запрещённый предмет, перемещать его запрещено. И понятно, что это так, только если сосуд запрещен к перемещению по причине находящегося внутри него мукце (пусть и на короткое время). Однако если сосуд все еще разрешается перемещать, например потому, что в нем лежит и разрешённый к перемещению предмет (или если можно сразу вытряхнуть мукце из него), нет здесь запрета159. Поэтому запрещается ставить тарелочку под капающим масляным светильником, чтобы собирать масло (если только не положили в нее предмет, который разрешено перемещать). Ибо сейчас, когда в тарелочку накапало масло, ее будет запрещено перемещать, и получается, что ее «вывели из употребления», к которому она была пригодна вначале.

Просьба к нееврею и другие разрешения в законах мукце

Иногда разрешают попросить нееврея переместить мукце. Также при наличии больного (см. ниже) или в случае денежного убытка есть авторитеты, разрешающие иногда передвигать мукце и самому. Во всех этих случаях следует спросить раввина.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…