Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Премьерой нового библейского блокбастера «Ной» Голливуд в очередной раз показал, что ему отлично известен секрет одного некошерного животного, к которому евреи испытывают особое отвращение.

Знаете, почему свинья всегда была олицетворением всей запрещенной пищи? Тора разрешает нам употреблять в пищу только мясо таких животных, у которых наличествуют одновременно оба признака кошерности: раздвоенные копыта и «жевание жвачки». Свинья — единственное животное, которое имеет раздвоенные копыта, но не жует жвачку. Она как бы «притворяется» кошерной. «Выставляя напоказ» раздвоенные копыта, являет нам кошерный «фасад», «скрывая» отсутствие второго необходимого признака. Это «лицемерие», вводящее нас в заблуждение, делает свинью наименее симпатичным из всех некошерных животных.

Таково же, на мой взгляд, и поведение Даррена Аронофски, представившего нам свою версию истории Ноаха, стоившую 130 миллионов долларов.

Большинство американцев — верующие люди. Согласно последним социологическим опросам, более 90% верят в Бога и 80% считают Библию священным текстом. Для голливудских магнатов, ищущих «кошерные» темы для новых фильмов, это очень заманчивые цифры. Дайте зрителю почувствовать, что он приобщается к чему-то глубокому, значительному, духовному — и можно пожинать баснословные прибыли. Что касается интерпретации библейских текстов, то она может быть весьма вольной, ведь фильм должен быть зрелищным, «современным», романтичным и — самое главное — кассовым.

С другой стороны, большинство людей действительно не знают настоящую историю Ноаха в том виде, как она изложена в Торе. Поэтому, по мнению продюсеров, не будет вреда, если внести в нее «небольшие» изменения. А для недовольных такой художественной вольностью всегда можно сделать небольшое примечание: создатели фильма всего лишь «черпали вдохновение» в событиях, описанных в Библии. Ну, а если кто-то эту сноску не заметил и принял все за чистую монету… что поделаешь, всем угодить невозможно.

В интервью журналу «Нью-Йоркер» Даррен Аронофски, автор сценария и режиссер фильма «Ной», рассказал, что побудило его к созданию картины: «В этом фильме есть очень четкое послание: глобальное потепление будет причиной нового потопа». В другом интервью он заявил: «Речь идет об экологическом апокалипсисе. Я считаю это главной проблемой современного мира». Что же было причиной, вызвавшей гнев Всевышнего во времена Ноаха? Оказывается, люди той эпохи загрязняли и разрушали окружающую среду. Как именно им это удавалось при отсутствии развитой индустрии и промышленных выбросов в атмосферу, Аронофски не объясняет. И неважно, что Тора говорит о повсеместной коррупции и насилии, царивших в те времена, или о том, что первые десять поколений не следовали заповедям Всевышнего об отношениях между людьми. «И увидел Б-г землю: и вот она растленна, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле» (Берешит 6:12). Потоп преподносится как наказание упрямцев, не послушавших предостережений Альберта Гора своего времени и не пожелавших всерьез принять идеи «зеленого» движения.

Надо отдать должное создателям фильма в том, что касается спецэффектов и компьютерной графики. Эпизод, в котором животные заходят в ковчег, действительно впечатляет. А так называемые «Стражники» — фэнтезийные фигуры, долженствующие изображать падших ангелов, — делают фильм очень увлекательным для любителей фантастики. Но к реальной истории имеют такое же отношение, как НЛО или зеленые человечки с Марса.

На бедного Рассела Кроу в роли Ноаха просто жалко смотреть — настолько нелепа режиссерская интерпретация его персонажа. В Торе сказано: «Вот житие Ноаха: Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих; пред Б-гом ходил Ноах» (Берешит 6:9). Да, действительно, согласно традиционным еврейским комментариям в этих словах содержится скрытая критика. Анализируя слова «в поколениях своих», мудрецы приходят к выводу, что Ноах был праведным и непорочным среди грешников своего поколения, но если бы он жил во времена Авраама, то не выделялся бы своим благочестием. Тем не менее, эти строки свидетельствуют о праведности Ноаха, который ходил путями Всевышнего. Более ста лет на глазах у всех он строил свой ковчег и более ста лет пытался объяснить окружающим, что если они не вернутся к исполнению воли Творца, на земле будет потоп.

Как же стыдно видеть на экране лихорадочного маньяка, который готов убить даже своего младенца-внука. Перед зрителем предстает одержимый человек, движимый галлюцинациями. Эта тема возникает и в других фильмах Аронофски, например, «Пи», «Реквием по мечте», «Фонтан», «Черный лебедь».

Таким показан человек, избранный Всевышним для того, чтобы заново начать историю человечества. Миллионы зрителей после просмотра фильма будут отождествлять Ноаха с персонажем Рассела Кроу, а версию потопа Аронофски — с реальной историей. И это не может не беспокоить тех, кто бережно относится к Торе.

Много лет назад еврейские мудрецы объявили день, когда Тора впервые была переведена на другой язык, днем траура. Это был перевод на греческий язык, Септуагинта. Мудрецы знали, что это откроет путь толкованиям, искажающим суть Торы. Только представьте, что почувствовали бы они, если бы увидели фильм Аронофски, превративший историю Ноаха в фантастический триллер с элементами пропаганды «зеленой» идеологии, не имеющий ничего общего с оригиналом.

Фильм получился бы гораздо более честным, если бы Аронофски четко отделил свое творение от рассказа Торы, который он все равно не потрудился правдиво воспроизвести.

По правде говоря, если бы фильм назывался «Старик и наводнение», я даже готов был бы его порекомендовать.

Раби Бенджамен Блех, с сайта Aish.com


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…