Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести. Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути.

И НЕ МОГ БОЛЬШЕ ЙОСЕФ СДЕРЖИВАТЬСЯ ПЕРЕД ВСЕМИ, КТО СТОЯЛ ПЕРЕД НИМ, И ВОСКЛИКНУЛ: ПУСТЬ ВСЕ ВЫЙДУТ ОТ МЕНЯ. И НИКТО НЕ СТОЯЛ С НИМ, КОГДА ЙОСЕФ ДАЛ СЕБЯ УЗНАТЬ БРАТЬЯМ (Берешит, 45:1)

Удивительно самообладание Йосефа. Его переполняли чувства, он больше не мог скрываться от братьев. И все же не дал эмоциям затмить разум, не сказал ничего, пока не вышли все египтяне, чтобы братьям не было стыдно в присутствии посторонних[1].

Открыв себя братьям, он добавил:

А ТЕПЕРЬ НЕ ТОСКУЙТЕ И НЕ РАССТРАИВАЙТЕСЬ, ЧТО МЕНЯ ПРОДАЛИ, ИБО ЭТО БОГ МЕНЯ ПОСЛАЛ ПЕРЕД ВАМИ, ЧТОБЫ ВАМ СОХРАНИТЬ ЖИЗНЬ (Берешит, 45:5)

Р. Йерухам Левовиц комментирует: в такой ситуации именно братья должны были успокаивать Йосефа и просить у него прощения. А мы видим, что он просит их не горевать и не расстраиваться.

Мы должны сознавать: Шулхан арух определяет закон для тех, кто делает зло. Но и для тех, кому сделали зло. К сожалению, очень часто обиженный считает себя вправе воздать обидчику «по заслугам» и отомстить «злодею» (даже если тот причинил зло по ошибке), потому что поступает «справедливо». Но Йосеф опередил братьев и сам их стал успокаивать (Даат Тора).

Однажды нищий перепутал с кем-то р. Зунделя Салантера и стал его ругать и проклинать. Р. Зундель молчал. Прохожие, знавшие рава, возмутились и хотели схватить нищего, но р. Зундель сказал, чтобы не трогали его и дали ему излить гнев. Вечером рав пришел к нищему домой и попросил прощения за то, что расстроил его (аЦадик рав Зундель).

ТАК НЕ ВЫ, А БОГ МЕНЯ СЮДА ПОСЛАЛ — ОН ПОСТАВИЛ МЕНЯ НАМЕСТНИКОМ [отцом] ФАРАОНА, ГЛАВОЙ ЕГО ДОМА И ПРАВИТЕЛЕМ НАД ЕГИПТОМ (Берешит, 45:8)

Конечно, Творец дал свободу выбора человеку, поэтому он может сделать другому что-то плохое, а тот вправе противостоять. Но потом надо быть готовым простить. То, что сказал Йосеф братьям, было не просто попыткой спасти их от угрызений совести, он действительно так думал, выражал искренние чувства и простил их. Разве станет человек сердиться на камень, который в него бросили? Так видит жизнь Тора[2].

И ОТПРАВИЛ [Йосеф] СВОИХ БРАТЬЕВ [к ним домой в Кнаан], И КОГДА ПОШЛИ, СКАЗАЛ: ИДИТЕ С МИРОМ (Берешит, 45:24).

Раши объясняет: Йосеф видел, что братьям очень стыдно, поэтому они могли поссориться на обратном пути. Один станет говорить другому: «Это ты во всем виноват, из-за тебя Йосефа продали в Египет; ты говорил о нем лашон гара, поэтому мы его возненавидели». Поэтому он изо всех сил старался предотвратить ссору братьев, которая могла произойти не только в его присутствии, но и потом (Даат Тора).


[1] Р. Йегуда Лейб Хасман в Ор огель.

[2] Р. Йерухам Левовиц.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…