Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мир между людьми не наступает самостоятельно. К такому состоянию надо активно стремиться. Промедление может привести к ситуации, подобной той, что была у Каина и Авеля.

1:12

Гилель и Шамай получили (Тору) от них. Гилель говорит: «Будь (одним) из учеников Аарона — люби мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе».

Это — пятая пара, которая дает наставление, касающееся одной из важнейших основ (существования), ведь нашему миру ссоры присущи более чем что бы то ни было. Они заложены в самой природе мира, разделенного и разобщенного, и очень часты. Ты можешь увидеть это (хотя бы) из того, что сразу после завершения творения мира разгорелась первая ссора между Каином и Эвелем. Поэтому мишна говорит, что (человеку) подобает поддерживать (целостность) этого мира, стремясь к примирению ссорящихся. Когда части мира начинают расходиться и разделяться, (его необходимо защитить), заново скрепив эти части, и это еще будет разъясняться.

Фраза Гилеля Будь одним из учеников Аарона вызывает множество вопросов. Хотя не вызывает сомнений, что Аарон действительно любил мир и стремился к миру, все же в Торе это нигде не указано прямо, а лишь в одном месте и намеком (Малахи 2): «В мире и справедливости шел со Мной и многих отдалил от греха». Но на этот стих одного из малых пророков Гилель не стал бы опираться как на нечто общеизвестное! А, кроме того, тот факт, что Аарон любил людей, вообще нигде не упоминается. И еще: почему человек, обладающий качествами Аарона, должен быть непременно одним из его учеников? Аарон ведь — (не просто человек, любящий мир), он — первосвященник, святой для Б-га! И вообще, зачем мишна говорит об этом? Можно было бы просто сказать: «Стремись к миру!» — и т.д.

Мы еще будем говорить о том, почему деятельность по установлению мира всегда обозначается словом «стремиться», «гнаться». И тема мира исполнена тайн, потому что «мир» — это одно из имен Б-га, и поэтому в нечистом месте нельзя приветствовать друга словами: «Мир тебе!»

Ты видишь, что само понятие «мир» обладает святостью, а значит, не имеет основы в этом мире. И чтобы достичь его, необходимо за ним гнаться и стремиться к нему. А если медлить и лениться, мира не достичь. Это относится ко всем возвышенным целям: они не терпят промедления. Наши мудрецы сказали (Мехильта, Бо): «И храните мацот (на Святом языке это слово напоминает слово “заповеди” — перев.): если к тебе в руки пришла заповедь, не позволяй ей закваситься». Заповеди по природе своей Б-жественны, а потому не выносят лени и проволочек.

Маце, как и заповеди, нельзя позволить закваситься, и по той же самой причине. Народ Израиля был выведен из Египта Б-жественной силой наивысшей ступени, для которой никакое промедление невозможно, как мы подробно объясняли, говоря об Исходе. Поэтому нельзя «заквашивать» и заповедь. Она, как и маца, может прокиснуть, потому что любая заповедь есть проявление Б-жественности, неподвластное временным ограничением этого материального мира. И мир, как мы видели, тоже Б-жественное явление настолько, что слова «Мир тебе!» запрещено произносить в нечистом месте — по словам Талмуда (Шабат 10б), благословенный Б-г носит имя «Мир». Поэтому и сказано: стремись к миру, гонись за ним, не теряя ни секунды времени! И это следует понять, поскольку это связано с тайным смыслом мира. И есть во всем этом и другой смысл, о котором будет говориться особо.

Затем мишна говорит, что человек должен быть любящим людей. Это качество подобает тому, кто стремится к миру: он старается объединить людей, пока они не станут единым целым, и, разумеется, он и сам любит их и един с ними, как мы и сказали про Аарона.

И, наконец, человек должен приближать людей к Торе, поскольку (человек, стремящийся к миру) должен устанавливать мир не только между одним человеком и другим. Он должен заботиться и о том, чтобы люди, отдалившиеся от Торы и заповедей благословенного Б-га, снова приблизились к ним, чтобы между людьми и Торой тоже воцарился мир и чтобы, в конечном итоге, были достигнуты мир и гармония между людьми и их небесным Отцом.

Таким образом, суть всех тех черт характера, которые человек, по словам Гилеля, должен приобрести, состоит в одном: (умении) объединять, добиваться единства. И теперь ты поймешь, почему обо всем этом говорит именно Гилель: он ведь был наси, а вся эта мишна связана с любовью к благословенному Б-гу. Ведь тот, кто любит благословенного Б-га, любит и Его творения, как уже отмечалось выше. И мишна прямо говорит об этом: …и приближай их к Торе. А приближать людей к Торе и к Б-гу — несомненно, проявление любви к благословенному Б-гу, и это совершенно ясно.

Главные черты характера человека, который любит мир и стремится к миру — смирение и скромность. Для того чтобы помирить ссорящихся, человек должен отправиться к ним — весь сами они к нему не придут!

И если он недостаточно смирен духом, он решит, что самоуважение не позволяет ему так унижаться, чтобы стараться помирить кого-то. И уж, конечно, такой человек любит людей: он ведь настолько связан с ними, что жаждет мира между всеми! И эти его качества противоположны качествам властителя, который в принципе не может любить людей и ощущать свою общность с ними. Любой начальник живет отдельно от людей, ни в чем не объединяясь с ними, потому что они в его глазах ничего не стоят.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…