Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Мудрецы учат, что в любой теме Торы, в любом ее отрывке, стихе и рассказе, каким бы далеким от нашей жизни этот рассказ ни казался, — на каждой ее странице мы получаем важный урок, нужный нам именно сегодня, сейчас, в нашем веке. Тора говорит с нами о вещах актуальных, необходимых, злободневных. Более того, она обращается к каждому поколению так, словно только для него, этого поколения, и написана.

Откроем для примера книгу Шмот с описанием Переносного Храма, построенного в пустыне после Исхода из Египта. Проводником по этим страницам возьмем себе знаменитого комментатора Торы, автора сборника «Кли Якар».

Получив указание сделать Переносной Храм (Мишкан), Моше не мог не обратить внимание на то, что о трех предметах его утвари сказаны одни и те же слова: «Веасита ло зер заав савив, И сделай к нему (этому предмету) золотой венец кругом». Так говорится о Святом ковчеге (арон), в котором должны были храниться Скрижали завета (Лухот абрит); о святом столе (шульхан) для специальных хлебов; и о золотом жертвеннике (мизбеах) для воскурений.

Известно, что Храм являл собой как бы модель всего космоса, созданного Творцом. Каждая деталь Храма, любой его элемент имел свой аналог во внешнем мире. Что касается трех упомянутых храмовых предметов, покрытых золотыми коронками, то им соответствовали три короны, которыми Всевышний наградил еврейский народ: корона Торы (ей соответствует арон), корона священничества (мизбеах) и корона царей (шульхан).

Пока никаких параллелей с нашим бытием вроде нет. Но если внимательно прочитать описание этих предметов, неожиданно всплывает четко выраженный намек на человеческий духовный мир, на наши с вами внутренние качества. Другими словами, здесь скрыто указание, как надо вести себя в нашей сегодняшней, вроде бы очень далекой от Храма, жизни.

Разговор идет о размерах трех указанных предметов. Они даны очень четко. У каждого свои. Про арон написано, что он представлял собой ларь шириной и длиной в полтора локтя и высотой в два с половиной локтя. Обратим внимание — все числа дробные. В отличие от него параметры жертвенника — целые числа: высота — два локтя, в плане — квадрат со стороной в один локоть. Что касается стола, то в его размерах есть целые числа: длина — два локтя, ширина — один локоть, — и дробь: высота — полтора локтя.

О чем все это говорит? Что отсюда можно извлечь? — Великий урок! Оказывается, Тора учит нас правильному взгляду на нашу жизнь, которая состоит из двух миров — материального и духовного. И каждый из этих миров требует особого к себе отношения.

Арон олицетворяет Тору. Его дробные размеры как бы указывают, каким способом надо постигать Тору и как обеспечить себе духовный подъем, работая над собственными качествами. В этой области запрещено останавливаться на полпути, запрещено пребывать в довольстве от достигнутого. Дробь указывает на незавершенность. Мы всегда в дороге, наши достижения скудны, перед нами — только начало. В ароне скрыты Скрижали, в нас скрыта душа. Эту душу надо реализовать, осуществить.

Но не такова материальная составляющая жизни, связанная с такими понятиями как богатство и почет (со знаками плюс или минус). Шульхан является аналогом земного царства, символом владения вещами и господства над бренным миром. Материальные приобретения должны вызывать в нас чувство полноты, довольства, завершенности. Нам дано ровно столько, сколько надо. Весь мир — как большой стол. И мы за этим столом — довольные своей долей. Но только за столом! Все, что выше, — нас уже не касается. Ибо его высота выражена дробью. Высота — намек на различия в состояниях, когда всегда есть кто-то выше — богаче, добившийся большего почета. А есть те, кто внизу, под нами. Урок — в том, что надо остерегаться смотреть вверх, ставя неверные цели. И еще один урок в дробности размера высоты шульхана: будь скромен, не стремись к полноте и совершенству в этой составляющей нашей жизни — в подъеме к более полному обладанию, к накоплению. Умерь страсти и аппетит.

А что мизбеах, жертвенник, с его целочисленными размерами? На нем сжигали благовония — с целью искупить проступки человека. До этого человек был поломан, неисправлен (дробь на иврите — шевер, от корня со значением ломать, дробить). Искупление — всегда исправление, починка того, что поломано, возврат к первоначальному совершенству. Проступок совершен телом для удовлетворения своих, телесных влечений. Но искупление совершается в духовном плане — чтобы исправить душу, заключенную в теле. После искупления человек возвращается к своей цельности, он покинул мир проступков и прегрешений. Такое совершенство достигается только путем духовных усилий. Во времена Храма мы очищались приношениями на золотом жертвеннике. В наше время — молитвой, благими делами и помощью бедным.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…