Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто продал Йосефа Потифару — мидьянитяне или ишмаэльтяне?

Темы: Йосеф, Рамбан, Комментарии, Рав Арье Гальчук

Отложить Отложено

Здравствуйте! В главе Ваешев сказано, что Йосефа из ямы достали мидьянитяне и продали ишмаэльтянам за 20 серебряников. В 37/36 написано, что мидьянитяне продали Йосефа Потифару, а в 37/1 — что Потифар купил Йосефа из рук ишмаэльтян. Помогите, пожалуйста, разобраться, как Йосеф попал в Египет. Заранее благодарен.

Отвечает рав Арье Гальчук

Шалом!

Спасибо за замечательный вопрос, им уже задавались известные комментаторы.

Для начала приведу Вам несколько пасуков (стихов) из книги Берешит:

1. «И сели они есть хлеб, и подняли глаза, и увидели: и вот караван ИШМАЭЛИМ идет из Гилада, и верблюды их несут пряности и бальзам, и ладан — идут чтобы свести в Египет. И сказал Йеуда братьям своим: “Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его ИШМАЭЛИМ, а руки нашей не будет на нем, ведь брат наш, плоть наша он!” И послушались его братья» (Берешит 37:25-27).

2. «И проходили люди МИДЬЯНИМ, торговцы, и вытащили, и подняли Йосефа из ямы, и продали Йосефа ИШМАЭЛИМ за двадцать серебряных монет, и привели Йосефа в Египет» (там же, 37:28).

3. «А МЕДАНИМ же продали его в Египет Потифару, царедворцу Фараона, начальнику палачей» (там же, 37:36).

4. «А Йосеф был свезен в Египет, и купил его Потифар, царедворец Фараона, начальник палачей, египтянин, из рук ИШМАЭЛИМ, которые отвели его туда» (там же, 39:1).

Мудрецы говорят (Берешит Рабба 84:8), что его несколько раз перепродавали. Но это не может объяснить нам все противоречия, например, остается неясным, почему в одном месте (третий пасук) сказано, что Йосефа Потифару продали меданим, а в другом (четвертый пасук) — что он купил его из рук ишмаэлим.

Поэтому комментаторы, разъясняющие «простой смысл» текста (пшат), такие, как Ибн-Эзра и Рашбам, утверждают, что, поскольку Медан, Мидьян и Ишмаэль были братьями (сыновьями Авраама), речь идет об одном народе, который просто называли по-разному.

Рамбан же объясняет, что караваны верблюдов, следующие по пустыне в Египет, были специализацией ишмаэлим, поэтому братья были уверены, что и этот караван принадлежит им. Когда же они подошли ближе, выяснилось, что ишмаэлим были лишь погонщиками верблюдов, а мидьяним купцами, владельцами товаров. Братья сами поднимают Йосефа из ямы и продают ишмаэлим. (Во втором пасуке говорится не о том, что мидьяним вытащили Йосефа из ямы, а только о том, что они проходили мимо). И ишмаэлим покупают Йосефа для мидьяним, а потом, по их поручению, продают его в Египте. Поэтому написано, что меданим, они же мидьяним, продали Йосефа в Египет, но куплен он был «из рук ишмаэлим».

Мальбим в своем комментарии предлагает другой ответ на этот вопрос. Он пишет, что, хотя братья и намеревались избавиться от Йосефа, они не хотели делать этого своими руками, ведь он был их братом.

Слова Йеуды о продаже, говорит Мальбим, не следует понимать буквально, он просто предложил сделать так, чтобы Йосеф попал в руки работорговцев. Поэтому, увидев караван ишмаэлим, следующий в Египет, братья оставляют Йосефа в яме и уходят, полагая, что ишмаэлим обязательно заберут его с собой и отвезут в Египет, где он уже не будет представлять никакой опасности.

Реувен же рассчитывал, что успеет вернутся к яме до прихода ишмаэлим, вытащить Йосефа и вернуть отцу. Но в это время к яме с Йосефом неожиданно приходят купцы-мидьяним. Они сами поднимают Йосефа из ямы и продают ишмаэлим (второй пасук).

Мальбим обращает внимание на следующий момент: написано, что меданим продали Йосефа «в Египет» (третий пасук), а не «в Египте». То есть, они продали его ишмаэлим, которые направлялись в Египет. Вернувшись к братьям, Реувен сообщает им, что Йосеф исчез. Понимая, что его план провалился, он рвет на себе одежду, говоря: «ребенка нет, а мне куда деться?» (там же, 37:30). И сам Йосеф впоследствии говорит об этом: «ибо украден был я из страны евреев…» (там же, 40:15), потому что его действительно украли!

Согласитесь, что такое объяснение отвечает на многие вопросы!

С уважением, Арье Гальчук

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.