Темы: Реувен, Ог, Гад, Моше, Земля Израиля, Святая Земля, Колена Израиля, Рав Арье Гальчук
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. В недельной главе Матот описывается, как сыны Гада и Рэувена подошли к Моше. На мой взгляд, очень странно.
1. Ведь Всевышний вывел евреев из Египта, чтобы привести в землю, обещанную праотцам, а сынам Гада и Рэувена это, вроде как, и не нужно.
2. Но Моше тоже ведет себя довольно странно, нет даже намека, что он обращается к Всевышнему или говорит от Его имени, как, например, в деле дочерей Цлофхада (Бемидбар 27, 1:11). Заранее благодарю.
Шалом! Большое спасибо за интересные вопросы. Давайте кратко опишем ситуацию:
В конце сорокалетнего странствия по пустыне еврейский народ под предводительством Моше одерживает победу над двумя могущественными эморейскими царями — Сихоном и Огом — и захватывает обширные территории на восточном берегу Йардэна (реки Иордан). Вместе с прочей добычей у евреев «на руках» оказывается огромное количество скота. Тора сообщает, что сыновья Гада и Реувена обращаются к Моше Рабейну с просьбой оставить их на этом берегу Йардэна. «Земля, которую поразил Господь перед общиной Израиля, — говорят они, — земля, обильная пастбищами, а у рабов твоих много скота» (Бемидбар 32:4). Перед еврейским народом стоит цель — завоевание Земли Израиля. Но сыновья Гада и Реувена полагают, что уже нашли себе землю — на этом берегу Йардэна.
Моше Рабейну не принимает их предложения по двум причинам:
Но Моше Рабейну словно не обращает внимания на то, что этими своими словами сыновья Гада и Реувена отказываются от «желанной Земли», Земли, обещанной праотцам! И, получив заверения в том, что они выступят на войну вместе со всеми, он с легкостью соглашается оставить их на этом берегу Йардэна. Как объяснить странное поведение колен Гада и Реувена? И почему Моше Рабейну не упрекает их в отказе от Земли Израиля?
Попробую ответить на Ваши вопросы.
Во-первых, весьма вероятно, что Заиорданье также является частью Земли, обещанной праотцам. Ведь Всевышний пообещал Аврааму в том числе землю эморейцев и землю Рефаим (Берешит 15:20), а земля, отданная Гаду, Реувену и половине колена Менаше называется «землей эморейца и землей Рефаим» (Дварим 3:8, 13; подробнее об этом смотрите в комментарии «Ор а-Хаим» к Дварим 3:13).
Во-вторых, даже если это и не та обещанная земля, завоеванная всем еврейским народом по слову Всевышнего, она становится неотъемлемой частью Земли Израиля (см. Рамбам, Мишнэ Тора, Ильхот Трумот, начало 1-ой главы). Наши мудрецы называют восточный берег Йардэна Землей Израиля, хотя и оговаривают, что святость земли Кнаан выше, чем святость Заиорданья (Бемидбар Рабба 7:8)
И, наконец, в книге Дварим, в недельной главе Вэ-зот а-браха, Тора приоткрывает нам истинную причину, по которой колено Гада хотело остаться. Зная, что Моше Рабейну не суждено перейти Йардэн, они решают оставаться с ним! В благословении, которое Моше дает колену Гада, есть такие слова: «И высмотрел первым себе (землю), ведь там скрыт надел Законодателя…» (Дварим 33:21). Объясняет Сфорно: когда он (Гад) выбрал себе землю Сихона и Ога, хоть святость ее не так велика, как святость Земли на том берегу Йардэна, он сделал это, чтобы получить то, что было для него крайне важным. Там, в земле Сихона и Ога, скрыт надел Законодателя — там находится могила Моше Рабейну…
С уважением, Арье Гальчук
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Арье Гальчук
Какую заповедь выполнил Каин?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Арье Гальчук
Как пробудить Б-жественное милосердие к изгнанникам?
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Бемидбар»
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Рав Овадья Климовский
Так всё живое извратило путь свой на земле или не всё?
Рав Мендель Агранович
Вернутся ли пропавшие в земле Ашшурской?
Гади Поллак
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.