Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Неужели Б-г правда не посылает испытаний выше сил человека?

Темы: Самоубийство, Запреты, Испытание, Заповеди, Истина, Праведник, Рав Яаков Гельфман, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Существует распространённое мнение, что, якобы, «Б-г не посылает испытаний выше сил человека». Есть ли этому подтверждение в Торе? Если есть, почему тогда люди совершают самоубийства? Получается, испытание может быть всё-таки выше сил?

Отвечает рав Яков Гельфман

Здравствуйте!

Вопрос, который Вы задаёте, чрезвычайно важен, на мой взгляд. Но трудно дать на него однозначный ответ.

Попробую привести здесь размышления, которые возникли у меня на эту тему — на основе моих знаний и обсуждения со знающими и понимающими людьми.

Источник утверждения, которое Вы приводите, насколько мне известно, следующий. Рав Йехезкель Абрамский после Второй мировой войны некоторое время был раввином в Англии. Там он читал лекции по недельной главе евреям — студентам университета. И дошёл до главы Ки Теце, где приводится закон, согласно которому разрешено жениться на женщине (нееврейке), пленённой на войне. Рав Абрамский колебался: как правильно преподать эту тему молодым людям, достаточно далёким от еврейства?

И на лекции он вывел из этой заповеди следующий урок. Есть люди, которые считают, сказал он, что соблюдение Торы для них неприемлемо. Одни скажут, что невозможно в наше время соблюдать субботу. Другим тяжело с кашрутом и т. п. Но Тора дана на все времена. И Творец, зная человеческую природу и условия жизни, дал только заповеди, которые под силу человеку. Откуда мы это знаем? Из нашей недельной главы.

Ведь как можно объяснить, зная строгое отношение Торы к разврату вообще и к связи с нееврейкой в частности (см. конец главы Пинхас), что в данном случае Тора разрешает запретную связь? Вывод однозначен. Творец учитывает здесь слабость человеческой природы и то состояние, в котором человек находится на войне, невольно для себя встречаясь с соблазном. И поэтому разрешает то, от чего человек всё равно не смог бы воздержаться.

Так значит, Тора не предписывает того, что невозможно исполнить? А если Тора всё же что-то предписала, значит, это по силам человеку! Так закончил урок рав Абрамский.

Но это — в общем и целом. То есть, понятно, что заповеди Торы даны человеку, а не ангелам и, соответственно, учитывают природу человека. Но, с другой стороны, понятно: чтобы соблюдать заповеди, нужна хорошая подготовка и знания.

Когда человек с рождения воспитывается в обществе, полностью живущем по законам Торы, он получает эту подготовку — моральную и информационную. Всегда будут те, кто ему поможет в этом, поправит и направит в нужном направлении. Но, если человек вырос в среде, ценности и «устои» которой кардинально отличаются от ценностей и устоев Торы, то понятно, что ему будет очень трудно соблюдать предписания Торы. И даже после того, как он постепенно привыкнет к требованиям Закона, изменить само мышление останется для него совсем непростой задачей.

В таком случае понятно, что требования Небес к нему на каждом из этапов его продвижения — иные, чем требования к человеку подготовленному. Правда, нужно оговориться: так как человеку трудно определить свои возможности, душевные и физические, нужно стараться соблюдать всё, что в наших силах, постоянно советуясь с мудрыми людьми, приобретая новые знания, а главное — делать всё это чистосердечно, не пытаясь увильнуть от истины. Ведь, в конце концов, это в первую очередь в наших интересах!

Но Вы говорите об испытаниях. По моему пониманию, испытание — это проверка человека в той области, где, вроде бы, он уже ведёт себя правильно в обычных условиях. Но не знает, сможет ли повести себя правильно в условиях экстремальных...

От чего зависит, выстоит ли человек в испытании? Это зависит от того, насколько глубоко принципы, которым он следует, укоренились в его сознании, и от его иерархии приоритетов. Например, если соблюдение кашрута для человека не так важно, а вот привычка хорошо поесть — очень сильна, то, если он окажется в ситуации, когда кошерная пища недоступна, а соблазн велик, он оступится и попробует некошерного. Это испытание, которого он не выдержит.

Поставят ли его Свыше в такую ситуацию? Вполне возможно, если он мог приобрести моральную закалку для того, чтобы ставить интересы духовные выше материальных, но не сделал этого. И, даже если у него не было такой возможности, подобного рода испытание может заставить его задуматься о роли кашрута в его жизни и пересмотреть своё отношение к еде.

Если мы задумаемся над сказанным, то поймём, что возможность выстоять в испытании строится задолго до того, как приходит само испытание. Ведь это напрямую зависит от той системы ценностей, которую человек строил в своей душе в течение всей жизни, предшествующей испытанию. И, если человек шёл неверным путем, то неудивительно, что он не сможет выдержать испытания, которые ставит перед ним жизнь.

То же самое касается и отношения к жизни вообще. Иерархия ценностей нерелигиозного общества, когда жизнь важна только для удовлетворения желаний и потребностей, приводит к росту числа самоубийств. Ведь, если человек не достиг желаемого или переживает глубокий кризис, то ставится под вопрос ценность самой жизни… И часто человек оказывается не в состоянии снести это горе или стыд и т. д. И получается, что перед ним испытание, которого он не может выдержать...

Но, на самом деле, если бы он жил ценностями Торы, то знал бы истинную ценность жизни. И тогда — или не оказался бы вообще в такой ситуации, или не дошёл бы до самоубийства.

Конечно, для любого человека из плоти и крови существуют испытания, которые он не в силах преодолеть. Это мы видим в нескольких местах в Талмуде. В общем и целом можно сказать, что человек, который старается идти путем Торы в соответствии со своим разумом и возможностями и ИЗБЕГАЕТ ситуаций, в которых соблазн слишком велик, учитывая свои слабости, не подвергнется таким испытаниям или сможет преодолеть трудности.

Но, даже если и оступится, не упадёт духом, а продолжит работать над собой, чтобы не упасть ещё раз. И об этом сказано: «Ибо семь раз упадет праведный, но (всё равно) встанет…» (Мишлей 24:16).

С глубоким уважением, Яков Гельфман

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.