Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что будет с теми евреями, которые не знают, что они евреи, и с атеистами, когда придет Машиах?

Темы: Награда и наказание, Машиах, Рамбам, Истина, Атеизм, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Шалом! Что будет с теми евреями, которые не знают, что они евреи (в силу сложившейся ситуации), когда придет Машиах? И как иудаизм (Б-г) смотрит на атеистов и атеизм в целом? Заранее спасибо за ответ! Дмитрий

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Дмитрий!

Что касается взгляда иудаизма на атеизм как на идею, то согласно иудаизму Б-г есть, а согласно атеизму Его нет, так что тут уж одно из двух. Поэтому, с точки зрения иудаизма, атеизм, конечно, идея ошибочная.

И атеисты — конкретные люди, которые считают, что Б-га нет, с точки зрения иудаизма, ошибаются. Много в мире ошибочных идей и заблуждений, и атеизм — одно из них.

Что будет с атеистами — или с евреями, которые не знают, что они евреи, или знают, что они евреи, но не знают, что евреи должны соблюдать Тору? Это известно одному лишь Б-гу. Только Он в точности понимает, какая возможность была у каждого человека узнать и принять истину, и в какой мере этот человек несет ответственность за свои взгляды и действия. И только Он может — и будет — судить каждого человека и воздавать ему по справедливости.

Понятно, что в современном мире многие люди вырастают атеистами потому, что таковы господствующие в их обществе идеи, а человеку свойственно их перенимать, особенно не задумываясь. И, даже если человек потом узнает о существовании иных идей, он может их отвергнуть потому, что они или их носители представятся ему «чужими», потому, что будут противоречить уже привычному для него образу жизни и мыслей. Тем более, если в его обществе господствует заведомо негативный настрой в отношении них.

Б-г все это учтет. Трудно поверить, что Он накажет человека за поступки, о неправильности которых тот, в силу своих обстоятельств, не знал. С точки зрения того же иудаизма, Б-г знает и понимает все и абсолютно справедлив. А также, как передает пророк (Йешаяу 55:8-9), «мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои... Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои — мыслей ваших». Так что нам, людям, невозможно постичь мысли и пути Б-га и определить, как именно Он всех рассудит и расставит все на свои места.

Наша обязанность — стараться как можно лучше узнать истину, открыть ее в этом «мире лжи», каждый — в силу своих возможностей. Если получится, помогать и другим ее открывать. Но при этом иметь в виду, что другие господствующие в мире идеи и стереотипы очень сильны и не всегда сразу удается их развеять. В определенных случаях такие попытки могут привести к обратному результату, так что тут надо хорошо разбираться в ситуации и в людях, чтобы принести пользу, а не вред. Как сказано, судить других людей может и будет только Б-г. Как, кстати, и всех нас. А кто из нас, даже самых религиозных, может заявить, что познал всю истину в последней инстанции? Ведь одна вера в существование Б-га тоже еще не гарантирует, что человек понял все, что Б-г желает, все Его моральные ценности и принципы, и — что особенно важно — приучил себя к жизни в соответствии с ними.

Поскольку, в любом случае надо отметить, главное в нашей религии — действие и самосовершенствование здесь и сейчас. А что будет со всеми в будущем? Согласно Рамбаму («Законы о царях» 12:2), здесь можно только толковать отдельные высказывания пророков, которые обычно поддаются различным интерпретациям. Но определить с точностью, что и как произойдет, невозможно, и не стоит слишком этим увлекаться. Основная суть нашей религии состоит не в этом, а в соблюдении заповедей Торы и стремлении к добру в нашей нынешней жизни, а что будет потом — даст Б-г, поживем, увидим.

Мы знаем, что Б-г понимает все и абсолютно справедлив, поэтому о том, как все устроит и всех рассудит Он, мы можем не беспокоиться. Волноваться нам стоит лишь о том, будут ли у Него основания благосклонно судить нас.

Наконец, можно сказать, что само существование атеизма в мире — как, впрочем, и других заблуждений — допущено Б-гом для того, чтобы служить испытанием нам, религиозным евреям. Ведь, как сказано, человеку свойственно перенимать идеи, господствующие в его обществе, встраиваться в систему, быть «как все». И, если бы весь мир был религиозным, невелика была бы награда за веру в Б-га. Ведь тогда для того, чтобы в Него верить, не надо было бы задумываться, сомневаться, искать, а, постигнув, стойко придерживаться. А надо было бы просто быть «как все». Верить в то, во что верят все. Как все верят в то, что Наполеон существовал, хотя никто из ныне живущих его не видел, — а то как же, ведь «все знают»!

А так — не все знают! Многие не верят в Б-га. Или верят, но имеют другие представления о Нем, много на свете разных религий. В результате мы, религиозные евреи, придерживаемся своей веры не «как все», а потому, что сознательно ее выбираем, потому что обо всем этом передумали и пришли к убеждению, что это истина. И придерживаемся своих убеждений, невзирая на все другие существующие вокруг идеи и мнения.

Успехов Вам и всем нам в поиске истины и в самосовершенствовании!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.